Ещё

5 странных «Москвичей», которые могли изменить автомобильный мир 

5 странных «Москвичей», которые могли изменить автомобильный мир
Фото: Авторамблер
Завода АЗЛК давно нет и в помине, но память о нем будет жить. К сожалению, чаще на слуху провальные проекты, хотя в архивах предприятия числятся удивительные разработки, увы, так и оставшиеся концептуальными…
На предприятии испокон веков экспериментировали с гоночной техникой, предаваясь инженерным усладам со снарядами Г-серии. Но чисто боевыми машинами творцы АЗЛК не ограничивались и в 1963 году приступили к разработке имиджевого купе-кабриолета «Турист», который мог стать мечтой молодежи шестидесятых годов.
Экспериментальный автомобиль по легенде украсил бы гамму 408-х «Москвичей», но предназначался немногим — годовой тираж в 150 экземпляров предполагал точечные продажи за рубежом, эксплуатацию в прокате и, самое главное, участие в автоспорте. Советский гран-турер по совершенно очевидным — технологическим и финансовым — причинам максимально унифицировали с массовым седаном, однако дизайнерам удалось создать весьма и весьма элегантный образ. Что характерно, опытный образец черного цвета был облачен в стальную «скорлупу», а второй, синий — в алюминиевую.
Удаление крыши и инсталляция стеклопластикового «колпака» потребовала усиления днища. Весьма интересным фактом является обкатка на «Туристах» разных узлов вплоть до якобы системы впрыска топлива разработки ЦНИИТА — упоминания о ней иногда встречаются в открытом доступе. Одним из «палачей» кабриолета стал автоспорт, в который он так стремился: в середине шестидесятых годов скорректированный техрегламент допускал к участию лишь машины со стандартным кузовом седан, тем самым вычеркивая одну из основных сфер применения «Туриста». Посмотреть на отечественную мечту, так и не ставшую явью, нынче можно разве что на фотографиях — оба прототипа утрачены.
Шансы были и у футуристичного вэна с индексом 3733 и на агрегатах «Москвич-2141». Такой красоте пришлось бы впору громкое имя собственное, тонко намекающее на дальнюю дорогу и путешествия, либо коммерческое использование. Скажем, «Алтай» или «Бизнесмен»! Но однообъемник не пошел в серию даже будучи украшенным обезличенной цифирью. Детище АЗЛК выглядит смело, вызывая в некоторых деталях ассоциации с .
Салон с каскадом передней панели и односпицевым рулем тоже недвусмысленно намекает на источник вдохновения, да и компоновка легковая — двигатель расположен поперечно, ведущие колеса передние. Агрегаты силушкой не отличались. Опытные образцы были оснащены бензиновым 1,8-литровым мощностью 95 л.с., либо 85-сильным турбодизелем, а, потому динамика разгона до 100 км/ч находилась далеко за пределами 20 с.
С 1989 по 1991 год было построено три прототипа, ими все и закончилось — производство не наладили ни на чешском БАЗе (Братиславский автомобильный завод), разработавшем вариант фургон, ни на саратовском заводе «Красноармейскавтосельмаш», где планировали развернуть сборку. Вариант с пассажирским салоном занял место в экспозиции столичного музея ретротехники на Рогожском валу, его собрат-фургон остается в музее БАЗ, ну а третий экземпляр был уничтожен.
Параллельно с моделью 3733 появился минивэноподобный и очень футуристичный аппарат «Москвич-2139» по имени «Арбат». Разработка стартовала в 1987 году и к 1991-му концепт с трехрядным салоном и двумя дверьми по правому борту представили во плоти. Сложись жизнь страны чуточку иначе и «Ах, Арбат, мой Арбат» Окуджавы пели бы не только чудесному столичному уголку. Мысленно перенеситесь в прошлое, и вы поймете, сколько смелым было творение АЗЛК на рубеже десятилетий.
На его фоне и  напоминали вырубленные топором бруски, да и технократичный первого и второго поколения вряд ли мог соперничать с отечественным автомобилем. По производимому эффекту сопоставимыми оказывались разве что Chevy Lumina/ Trans Sport, коих с отечественной машиной роднили пластмассовые кузовные панели на стальном каркасе. Конечно, козырем выступала не только внешность — «Арбат» длиной 4600 мм получил двигатель Renault F3R объемом 2,0 л, трансформирующийся салон и даже такие «фишки» как поворачивающиеся передние кресла с возможностью регулировки длины подушек, а также модную в те времена цифровую панель приборов. Машину планировали производить на калужском заводе, однако тяжелая ситуация на предприятии в начале девяностых вынудила свернуть все работы.
Посмотришь на Aleko 141CR и оторопь возьмет: «Этот монстр что, тоже наш?». На самом деле в СССР и Странах Варшавского договора было немало впечатляющих среднемоторных машин. Достаточно вспомнить EVA, НАМИ-0290 «Апельсин-1» или Таврия ЭРФ-Мобиле. Раллийный болид из столицы нес черты «Москвич-2141», но сходство ограничивалось разве что визуальными эффектами вроде заводской оптики.
Конструктивно же машины отличались как север и тропики: Aleko 141CR, разработанный для раллийной группы А5, имел пространственную раму спереди и сзади и двигатель УЗАМ-412, форсированный до 175 л.с., который располагался в центре. Увы, построили только один экземпляр. А ведь автомобиль мог и на раллийных допах жару дать, и теоретически малым тиражом на дороги общего пользования выйти…
Его назвали «Истрой», а лучше бы «Искрой» — уж очень ярким получился АЗЛК-2144 как внешне, так и технически! На дворе стояла середина восьмидесятых, когда группа перспективных разработок под началом инженера-конструктора А. В. Куликова, созданная в рамках Управления конструкторских и экспериментальных работ, явила стране это чудо, дающее примерное представление об автомобиле образца 2000 года. Внешность а-ля космический корабль, который ассимилировался на Земле, была характерна для той эпохи, но без эффектнейших нюансов дело не обошлось. Центральные стойки отсутствовали, а по каждому борту располагались гигантские подъемные двери, придающие кузову с немалой площадью остекления особый инопланетный шарм. Если бы «Истра» родилась с крыльями, то точно полетела. Легкий дюралюминиевый кузов отличала феноменальная обтекаемость — коэффициент аэродинамического сопротивления составлял всего 0,149! Автомобиль получил многотопливный трехцилиндровый 1450-кубовый двигатель Elsbett мощностью 68 л.с., способный работать на солярке, бензине, керосине и даже растительном масле. При смехотворной массе в 700 кг «Арбат» мог демонстрировать максимальную скорость 185 км/ч и довольствовался — внимание! — 2,2-3,5 л/100 км в зависимости от режима эксплуатации. Параметры расхода топлива кажутся фантастическими, однако они реальны: «Москвич-2141» с таким мотором, принимавший участие в экоралли Москва-Рига, показал 2,69 л/100 км на трассе.
В активе «Истры» предполагалась пневмоподвеска с возможностью изменения высоты дорожного просвета, система самодиагностики, проекционный дисплей от Государственного Оптического Института, транслирующий картинку с фронтального сканера и позволяющий лучше видеть дорогу в условиях недостаточной видимости. Вот такие экспериментальные машины создавали на почившем предприятии. И, вспоминая эти страницы истории АЗЛК, становится обидно до слез…
Видео дня. Четыре оператора возобновили работу каршеринга
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео