Автобус едет в тупик. Ярославские перевозчики говорят об убытках
Убытки двух предприятий общественного транспорта Ярославля превышают сотню миллионов рублей, и это только в январе-сентябре этого года. Ещё более печально то, что выйти в плюс не удаётся даже с учётом внушительных субсидий из городской казны. Чиновничьи рецепты спасения пока не идут дальше абракадабры вроде «недостаточной эффективности работы по нормализации». Планы есть, толку нет Недавний «разбор езды» двух МУПов города Ярославля на заседании комитета по градостроительству, транспорту, безопасности и качеству автомобильных дорог Ярославской областной думы был предсказуемо горячим, но, увы, не родившим конкретной схемы антикризисных действий. «Убытки ПАТП-1 с учётом муниципальных субсидий за девять месяцев 2018 года составили 24 млн руб., предприятия «Яргорэлектротранс» – 94 млн руб. Убытки обоих предприятий выросли по сравнению с аналогичным периодом 2017 года. При этом количество перевезённых пассажиров уменьшилось в ПАТП-1 на 15%, в ЯрГЭТ – на 6%», – сообщил первый заместитель директора департамента городского хозяйства мэрии Ярославля Сергей Волканевский. Количество транспорта в распоряжении двух предприятий, несмотря на подарки мэрии Москвы, также сократилось. В ПАТП-1 стало меньше на 21 автобус, в «Яргорэлектротранс» – на 7 трамваев и троллейбусов по сравнению с прошлым годом. С начала этого года ПАТП-1 вывело из эксплуатации 19 изношенных автобусов. Сейчас на маршрутах города задействовано 176 машин. «Основные причины убытков – невозмещение затрат на амортизацию подвижного состава, его высокий износ. Существенным фактором также является дефицит кадров, что сказывается на сокращении пробега», – пояснил Сергей Волканевский. Он констатировал «невыполнение планов по пробегу и по перевозке людей из-за снижения пассажиропотока», но причину упомянутого дефицита работников предпочёл не называть. Но известно, что зарплата водителей электротранспорта на 10% меньше, чем у водителей в ПАТП-1. Вновь повысят цену билета? «Пока вы думаете об обновлении подвижного состава, у вас предприятия обанкротят. Вы сегодня ничего не делаете по обеспечению финансовой устойчивости», – бросил обвинение бывшим коллегам по мэрии заместитель председателя Ярославской областной думы Виктор Волончунас. «Он ненавязчиво вбрасывает шар на предмет того, что пора бы поднять стоимость проезда», – так прокомментировали пламенный спич экс-мэра в социальных сетях. «Озвучили бы зарплаты бездарей-директоров и управленческого штата – и всем стало бы понятно, куда утекает немалая часть денег», – это ещё одно популярное суждение завсегдатаев Сети. «Предпринимаемые властями полумеры до сих пор не могли оздоровить экономику муниципальных перевозчиков. В следующем году, вероятно, мало что изменится: тарифы на проезд могут вырасти уже в начале года. Нужен концептуальный подход к развитию городского транспорта, также необходимо переходить на менее затратные виды топлива», – уверен зампред профильного комитета Ярославской областной думы Валерий Байло. – Но закрытие муниципальных предприятий ни к чему хорошему не приведёт: если частники заменят «муниципалов» на маршрутах, они начнут диктовать свои условия, свои тарифы». «Комитет отметил недостаточно эффективные действия по нормализации работы предприятий, рекомендовал мэрии Ярославля принять меры по обновлению автопарка и стабилизации финансово-экономического положения предприятий», – на этой ноте с чувством, как говорили в былые времена, «законной гордости и глубокого удовлетворения» депутаты свернули острейшую тему. «Никакой загадки в хронической убыточности городского муниципального транспорта нет. Пока эта сфера деятельности в руках локального монополиста, он будет по своей природе завышать убытки, чтобы максимизировать размер дотаций, – считает кандидат экономических наук, доцент ЯрГУ им. П.Г. Демидова Александр Прохоров. – Убытки будут независимо от количества перевезённых пассажиров и стоимости проезда, пока в этой сфере не будет создана конкурентная среда. У всех перед глазами пример маршрутных такси в Ярославле: это частные перевозчики, которые вынуждены учитывать потребности пассажиров, иначе их экономика рухнет. При этом «потолок» тарифа для них по-прежнему устанавливает власть». Эксперт видит выход из кризиса в том, чтобы дать возможность в ныне убыточный бизнес приходить частным перевозчикам, которые будут искать всевозможные способы, чтобы предприятия работали и совершенствовались.