Зомби-апокалипсис, или Рейтинг глупости мошенников
В мае Банки.ру опубликовал первую серию историй про то, на чем попадаются мошенники, пытающиеся обмануть страховщика. Спустя полгода в нашей копилке собралась новая порция курьезных случаев — ловите рейтинг глупостей злоумышленников. 10-е место. Жадность сгубила Мамий Шейда Шамиль Селахаттин решил дважды получить выплату за одни и те же повреждения автомобиля Toyota Corolla — и не преуспел. Сначала в Краснодарский филиал «АльфаСтрахования» он заявил убыток по ОСАГО и получил 269,9 тыс. рублей страхового возмещения. Но этого ему показалось мало, и он обратился в Тахтамукайский районный суд Республики Адыгея с требованием произвести полное возмещение, оплатить штраф, моральный ущерб — якобы страховщик не исполнил обязанности надлежащим образом. Сам пострадавший оценил ущерб в 397,9 тыс. рубей. Суд постановил взыскать с «АльфаСтрахования» дополнительно 133 тыс. рублей. Страховщик обжаловал решение в Верховном суде Республики Адыгея, выяснив в ходе расследования, что ДТП по заявленному клиентом убытку является инсценировкой, в которой участвовала группа лиц. Мошенники поставили ранее разбитые автомобили на дороге и вызвали сотрудников полиции, которые составили схему места происшествия и выдали справку о ДТП. Им грозит срок до пяти лет лишения свободы. Если бы клиент не пожадничал, обман не вскрылся бы. 9-е место. Объяснили на пальцах «У нас были прецеденты, когда застрахованные специально, с помощью врачей, ломали себе все пять пальцев на одной руке и заявляли страховые случаи, — рассказали в одной из ведущих страховых компаний. — Выплаты получались достаточно серьезные. Когда лиц с такими повреждениями стало несколько, на них обратили внимание и стали проверять». Эксперты страховой компании убедились, что пальцы реально сломаны, но отметили, что линия перелома очень ровная, что навело на мысли об умышленном членовредительстве. В четырех случаях из пяти в суде страховщику удалось доказать, что это сознательное причинение вреда здоровью, то есть исключение из страхового случая. Для этого эксперты проводили ситуационную экспертизу: моделировали описываемые клиентом обстоятельства (упал, упала полка на руку, прищемил дверью и т. п.). В результате экспертизы было наглядно доказано, что травма не могла быть получена так, как рассказывает клиент. 8-е место. Скандальный характер Клиент обратился в «Абсолют Страхование» за возмещением ущерба после залива квартиры. Сумма выплаты оказалась незначительной, вопрос мог быть решен положительно. Клиент сам все испортил: он постоянно звонил и ругался с сотрудниками кол-центра. Некорректное поведение привлекло внимание службы безопасности — проверку проводили с особой тщательностью. Выяснилось, что страхователь, который занимает руководящую должность в надзорных органах, предоставил поддельные документы и что по этому случаю он обращался еще в пять страховых компаний, где получал выплаты. Мошенничество со страховками принесло клиенту около 400 тыс. рублей. «Абсолют Страхование» подало заявление в полицию, решается вопрос о возбуждении уголовного дела. 7-е место. Нелегальный мигрант Клиенты-мошенники часто пытаются застраховать авто, «прописанное» за границей. Так, житель Тульской области пытался застраховать в СК «Ингосстрах» Porshe Panamera Turbo S, реально зарегистрированный в одной из стран СНГ. Заподозрившие неладное сотрудники страховой явились на осмотр автомобиля вместе с сотрудниками уголовного розыска. После осмотра машины правоохранители приняли решение о ее задержании и транспортировке в отдел полиции для проведения экспертизы. Прибывшие на подмогу потенциальному клиенту шесть мужчин сурового вида расклада сил не изменили — автомобиль арестовали. В отделении полиции эксперты подтвердили факт изменения маркировочных значений идентификаторов автомобиля и приняли дальнейшие меры в соответствии с законом. Интересно, что спустя месяц эти же люди пришли в «Ингосстрах» с заявлением об угоне этого же автомобиля, вот только полис был выписан на украденном бланке. Вскоре после этого владелец автомобиля неожиданно поменял прописку с Тульской области на одну из республик Северного Кавказа, где и заявил в суд претензии к страховщику, при этом существенно увеличив их сумму. Идет следствие. Продуктовый виджет 6-е место. Неопалимый Ferrari У компании СК «Согласие» был случай с неоднократно возгоравшимся Ferrari F430. В 2018 году в СК «Согласие» автовладелец обратился с требованием компенсации в размере 8,35 млн рублей за ущерб, нанесенный его автомобилю пожаром. В ходе проверки выяснилось, что бланк строгой отчетности (полис), в котором в качестве объекта указан Ferrari F430, был ранее украден. То есть полис поддельный. Кроме того, было установлено, что автомобиль был ранее застрахован в другой компании, пятью годами ранее заявлялся аналогичный ущерб — пожар в моторном отсеке. Эксперты действительно обнаружили следы пожара 2013 года — очевидно, ранее имело место возгорание, и владелец решил спустя пять лет еще разок получить страховое возмещение. Под давлением фактов владелец Ferrari от исковых требований отказался. 5-е место. Зеркальный эффект Несколько лет назад, когда в САО «ВСК» еще не было автоматизированного контроля качества предстрахового осмотра по каско и все зависело от честности агента, произошел следующий случай. Двое предприимчивых граждан застраховали автомобиль Saab. Месяца не прошло, как машина попала в аварию. И вот притащили они годные остатки своего железного коня на осмотр. Стоят. Лица печальны, а глаза при этом блестят — от предвкушения легких денег. От машины ровно половина осталась — вся правая сторона в результате ДТП уничтожена, зато левая — целая-невредимая, будто ножом машину разрезали. Попал данный случай на проверку сотрудникам Центра противодействия мошенничеству ВСК. Решили они проверить, а как машина при страховании выглядела? Посмотрели комплект фотографий и глазам своим не поверили: машина-то целая, только вот лючок бензобака у нее с обеих сторон! И руль, как ни посмотри, все возле двери оказывается — то слева, то справа. Показали фотографии мошенникам, те признались: машину разбили до страхования. Полиса каско не было, а по ОСАГО получать возмещение не могли — сами виновники аварии были. Вот и подыскали они недобросовестного агента, вступили с ним в сговор, он застраховал битую машину. Агент и подсказал, чтобы фотографии в графическом редакторе перевернули, и небитую левую сторону выдали за правую. Только не учли «боги фотошопа», что производители автомобилей экономят: по одному рулю в машинах делают. И что люк бензобака с одной стороны бывает. Подвела их небрежность к деталям. Пришлось мошенникам ни с чем домой возвращаться, радоваться, что в полицию их не сдали. 4-е место. Дом-фантом Клиентка «АльфаСтрахования» пыталась отсудить в городском суде Боровска возмещение в размере 6,5 млн рублей за сгоревший дом. Выехавшие на объект эксперты обнаружили, что останки строения имеют другую форму, чем на фото, которые были предоставлены при заключении договора страхования. Более того, кадастровый номер земельного участка, на котором якобы был застрахованный объект, не совпал с номером участка со сгоревшим домом. Таким образом, сгоревший объект находится на другом участке клиентки, дом не был застрахован. Застраховала клиентка без осмотра — просто по фотографии — дом-фантом, фото были найдены в Интернете. В ходе страхового расследования дом, фигурировавший на фотографиях, обнаружился в Щелковском районе Московской области, вот только клиентка не имела к нему никакого отношения. Суд признал договор страхования недействительным. 3-е место. Неподъемный груз Фирма застраховала на 37 млн рублей в «Ингосстрах» предназначенный к перевозке из Москвы в Воронежскую область груз — узкорулонную типографическую машину для флексографии. В заявлении указывалось, что груз состоит из семи ящиков общим весом 3,5 тонны. Через два дня после выпуска полиса страхователь заявил, что груз уничтожен в результате возгорания после ДТП перевозившего его автомобиля. Проверка СК показала, что якобы уничтоженный груз с места происшествия вывезен организацией, ни руководство, ни сотрудники которой об этом не слышали. Более того, по данным производителя, застрахованный комплект оборудования официально не продавался, а если бы и продавался, то весил бы не 3,5 тонны, а 14. И наконец, даже заявленные 3,5 тонны физически не могу поместиться в ГАЗ-2705, грузоподъемностью лишь 1 350 кг. Ни на один из заданных вопросов страхователь ответить не смог и в итоге забрал заявление из страховой компании. 2-е место. Фигаро здесь, Фигаро — там Турагент из Москвы в течение трех лет получала страховое возмещение по риску «невыезд за границу» по полисам отправившихся на отдых путешественников. Когда выяснилось, что 300 человек, у которых якобы сорвалась поездка, на самом деле пересекли границу РФ, на предприимчивую особу завели уголовное дело. В результате она получила чеыре года условно. Также суд обязал ее выплатить страховой компании «РЕСО-Гарантия» более 6,5 млн рублей. 1-е место. Зомби-апокалипсис Застрахованный на 2 млн рублей собственной женой мужчина якобы утонул на рыбалке. Однако после своей «смерти» он переписывался в Viber с друзьями, обратился в банк с просьбой о кредитных каникулах, самолично продал свой автомобиль. Более того, соседи видели, что по ночам он выгуливал собаку. Стоит вопрос о возбуждении уголовного дела против страхователя — жены «зомби». Благодарим за помощь в подготовке материала «Первую юридическую сеть», которая подготовила ролик с самыми необычными примерами мошенничества из практики страховых компаний. Ольга КУЧЕРОВА, Banki.ru