Войти в почту

Курганцам за безбилетный проезд грозит уголовное преследование

Несомненно, постройка в Сибири железной дороги явилась большим благом для всех сибирских городов. Напомню, что 4 октября 1893 года в Курган пришел первый поезд. Однако, с самого начала функционирования железных дорог появляется большое количество сложностей, касавшихся, как перевозчиков, так и пассажиров. Чтобы урегулировать эти отношения Правительство издавало законы, положения, которые бы разъясняли права и обязанности и тех и других. Дополнительные правила всегда публиковались в курганских газетах, дабы пассажиры были в курсе происходящих изменений. Встреча первого поезда в Кургане. 1893 г. Пассажиры часто жаловались на неудовлетворительное обслуживание в поездах и на станциях. В марте 1914 года начальник Сибирской железной дороги обратил внимание линейных агентов на значительное число жалоб, записываемых пассажирами на железной дороге и предложил им принять все меры к тому, чтобы в будущем не было повода к этим жалобам. Самое большое число жалоб падало на билетные кассы – на несвоевременное их открытие, на необоснованный отказ в выдаче билетов. Значительное количество жалоб поступало на неправильные действия кондукторских бригад по распределению мест в вагонах между пассажирами, плохую работу буфетов к приходу пассажирских поездов, недоброкачественность съестных припасов, нечистоту буфетов, на неисправное состояние пассажирских вагонов, их загрязненность и чрезмерно высокую температуру в вагонах. По поводу взыскания с пассажиров разных дополнительных сборов и утерю багажа. Жаловались не только пассажиры, но и сами работники железной дороги на невыплату премий машинистам, кондукторам, на неудовлетворительное медицинское обслуживание, на невыплату страховки при полученной на работе травмы и прочее. Особенно, это касалось травм, полученных пассажирами, для чего прследнему необходимо было доказать, что травма произошла не по его вине, а по вине перевозчика. Здание Курганского вокзала. 1895 г. 8 марта 1889 года вышло «Положение о железнодорожных тарифах». Закон был создан с целью ограждения интересов населения, промышленности, торговли и казны. В законе говорилось: «Дорога ответствует за вред и убытки, вследствие смерти или повреждения здоровья, причиненные эксплуатацией дороги, а также за имущественный вред, причиненный служебными действиями служащих, при чем всякие предварительные сделки и соглашения с пассажирами или грузоотправителями на случай могущего последовать вреда или убытка, клонящиеся к изменению или освобождению железной дороги от ответственности, признаются недействительными». С целью безопасности не только пассажиров, но и провожающих, запрещалось устраивать пышные проводы и разные представления на перроне, и вообще находиться посторонним на перроне воспрещалось. Что же касалось вещей, то ручную кладь пассажир мог взять с собой (в таком случае железная дорога не несла ответственности за ее пропажу), а багаж отправлялся в багажное отделение. В данном случае пассажиру выдавалась квитанция. В 1895 году Приказом по Сибирской железной дороге были опубликованы новые дополнительные к прежним правила о порядке выдачи багажа и груза, «перевезенного с пассажирскою скоростью в случаях утраты багажной квитанции». «На основании статьи 28 Общего Устава российских железных дорог и параграфа 6 правил перевозки по железным дорогам грузов с пассажирскими поездами, в случае утраты багажной квитанции на сданный к отправке багаж или груз, последний выдается получателю лишь по предоставлении им доказательств принадлежности ему этого багажа или груза. При этом от получателя отбирается расписка, в которой подробно обозначаются все признаки принятых ими мест, с указанием станции отправления и прочее. Из новых правил укажем наиболее интересные для широкой публики. При заявлении о выдаче багажа или груза без багажной квитанции, от заявителя обязательно должно быть отобрано, за его подписью подробное письменное описание, как внешних признаков, требуемых им багажа или груза, так и предметов, находящихся в требуемых местах. Если заявитель неграмотен, то вместо письменного описания, указание им внешних признаков багажа и груза и перечисление содержащихся в них предметов должно быть внесено с его слов в составляемый протокол. Выдача багажа и груза может быть произведена только по вскрытии и проверке выдаваемых мест, при условии, что, как внешние признаки выдаваемых мест, так и их содержимое будет совпадать с описанием и перечнем предметов, сделанных заявителем. В противном случае вся переписка представляется в коммерческую часть на распоряжение», — писала газета «Курганский вестник». «Помимо этого, в тех случаях, когда груз, перевозимый с пассажирской скоростью, выдается по заявлению об утрате багажной квитанции лицу неизвестному начальнику станции, или хотя бы и известному, но о полной платежеспособности которого нет достоверных сведений, помимо выполнения указанного выше порядка, надлежит требовать от заявителя предъявления залога в сумме полной стоимости груза (товаробагажа), каковой залог возвращается владельцу только лишь по истечении общей годовой давности и при том условии, что по утраченной квитанции к этому времени никем не будет заявлено претензии». В 1913 году газета «Курганский вестник» сообщала о новых правилах ответственности пассажиров за безбилетный проезд и проезд по чужому билету. Надо сказать, что правила эти были достаточно суровыми: «Судебная комиссия рассматривает Законопроект Министерства юстиции об уголовной ответственности за безбилетный проезд по железным дорогам. До сих пор безбилетные пассажиры уплачивали двойную стоимость билета, при чем составлялся протокол. Но, так как, обыкновенно, нельзя было удостоверить личность пассажира, то протоколы ни к чему не приводили, и железные дороги несли от этого большие убытки. Новый законопроект устанавливает, что безбилетный пассажир в первый раз подвергается аресту до 15 дней и штрафу до 50 рублей. Во второй раз подвергается аресту до месяца и штрафу до 100 рублей». Еще более жесткие правила были установлены за проезд пассажира по чужому билету: «Пользование чужим билетом карается на первый раз тюрьмой на срок до трех месяцев, а вторичное пользование чужим билетом – на срок до одного года. При чем, одновременно взыскивается двойная стоимость билета». Так что, ездить без билета в те времена было, мягко скажем, накладно. Служащие курганского отделения железной дороги. 1909 г. Довольно распространенное в поездах явление, как карточная игра, тоже было вне закона. В июне 1914 года газета «Курганские известия» сообщала о воспрещении азартной карточной игры в поездах. «В виду наблюдавшихся случаев азартной карточной игры между пассажирами в поездах, начальник Сибирской железной дороги особым приказом по дороге предлагает кондукторским бригадам строго следить за недопущением в поездах подобной игры, замеченные в допущении азартной игры кондукторы будут строго наказываться вплоть до увольнения включительно». Запрещалось и излишнее принятие спиртных напитков, приводившее иногда к дракам, а порой, разбушевавшиеся пассажиры хватались и за револьверы. Собственно, нетрезвых и больных пассажиров могли просто не допустить в вагон, с целью обезопасить от них других пассажиров. Очень неприятный случай произошел в служебном вагоне на станции Курган в 1913 году. Вот как описывали его «Тобольские губернские ведомости»: «Два купца из дальней Сибири и один офицер, разместились удобнейшим образом в служебном вагоне, компания тронулась в путь. Через несколько минут сотоварищи начали усердно предаваться еде и питию «очищенной». Когда все было выпито, и компания дошла до необходимости взаимного целования, в вагон вошел инженер и вежливо объяснил, что компания сидит не на своих местах. Что, это вагон для служащих. Офицер и купцы – собутыльники всполошились: «Как, — де – мол? А разве их бла-а-родье не служащий?» И пошла писать. Один из купцов вытащил из кармана револьвер и начал пальбу в окна вагона». Дебоширы были задержаны и вместо поездки провели ночь в местном полицейском управлении. Собственно, начальник станции имел право вообще не допускать нетрезвых пассажиров в вагон, а в случае пьянства во время езды, просто высадить таких пассажиров на любой ближайшей станции. А вот курение в поездах не воспрещалось, поэтому в вагонах, особенно третьего класса некурящим пассажирам ехать было просто невыносимо. Позже появляются вагоны для некурящих. Это только некоторые из правил, установленных Министерством путей сообщения и начальником Сибирской железной дороги, опубликованные в курганских газетах. Так что, в начале ХХ века совершать путешествия железнодорожным транспортом было не так — то просто.

Курганцам за безбилетный проезд грозит уголовное преследование
© Уральский меридиан