Сооснователь YouDrive рассказал о будущем каршеринга
Главный редактор TJournal Никита Лихачев взял большое интервью у одного из трёх основателей и гендиректора YouDrive Бориса Голикова. Strelka Mag выбрал самые интересные моменты из разговора. О ЗАПУСКЕ YOUDRIVE Сначала была идея сделать что-то вроде Airbnb, но только чтобы люди сдавали автомобили, — сейчас это называется P2P-каршерингом. Когда мы начали более детально думать, как это реализовать, то столкнулись с огромным количеством вопросов c документами. Мы подумали, что на первом этапе логичнее купить машины, которые можно самостоятельно сдавать в краткосрочную аренду на автоматизированной основе. Так и появился YouDrive. Долей в компании сейчас владеет автодилер Mercedes–Benz «Панавто Инвест». Если компания видит, что каршеринг — смежный рынок и в нём есть перспектива, то почему бы и нет. Сразу после заключения договора у нас появилось 100 машин Smart на линии. В то время это было серьёзным количеством. Cегодня выручка — больше 100 миллионов рублей в месяц, и она всё время растёт. С января по сентябрь выросла в три раза. У нас сейчас восемь партнеров, шесть из которых — каршеринги, имеющие собственные приложения. В сумме это 1200-1300 автомобилей по всем регионам, у нас самих 1200 собственных машин, в среднем каждая совершает 8-10 поездок ежедневно. О СОТРУДНИЧЕСТВЕ С ДРУГИМИ КАРШЕРИНГАМИ Фото: Департамент транспорта Москвы Мы не видим смысла в консолидациях — только если это не слияние больших игроков для того, чтобы создать серьёзную конкуренцию для «Яндекса». Это было бы интересно. Возьмём гипотетическую ситуацию: если объединятся «Делимобиль» и BelkaCar, это будет 7 тысяч доступных автомобилей через одно мобильное приложение. Это уже серьёзно для «Яндекса». Крупным каршерингам нужно объединяться, чтобы выжить. Когда рынок остановится в росте, начнётся переток пользователей, например, к «Яндекс.Драйву» — к тому, у кого будет самое большое количество автомобилей. У «Яндекса» невероятная синергия с картографическими и медийными сервисами — общая скидка, музыка, навигация. Ты садишься в машину — и у тебя всё синхронизируется. Зачем тебе нужно что-то ещё? О ПРОБЛЕМАХ КАРШЕРИНГА Раньше мы предполагали, что сервис может работать органически и всё будет круто. На деле в городе есть места, в которых машины не простаивают вообще, и все они перемещаются в одну и ту же часть города, где могут простаивать по-долгу. Человека очень сложно заставить поехать, если ему это не нужно. Даже если ты даёшь 50% скидки, то он всё равно не поедет, потому что ему не надо. А те, кому надо, готовы заплатить полную цену. Как заставить машины эффективно работать — большой вопрос. Пока ни у кого не получилось. Думаю, у кого получится, тот и выиграет. Будет больше машин в каршерингах — будет меньше пробок. Очевидно, что машины сокращают трафик и будут сокращать по статистике ещё больше. Если бы эти машины не ездили восемь раз в день, то было бы восемь машин вместо одной каршеринговой. ОБ ЭЛЕКТРОСАМОКАТАХ И ЭЛЕКТРОСКУТЕРАХ Сегодня самокаты — это фан. Я понимаю, что люди просто катаются, хотя часть из них, я знаю точно, используют их как транспорт. Самокатов пока ещё мало, чтобы это явление было массовым. Электроскутеры — это тоже фан. Если погода хорошая, люди предпочитают прокатиться и получить удовольствие от поездки. Это развлечение, но скутеры приносят потрясающую выручку. Да, они дороже самокатов, но их аренда стоит столько же, сколько машины за миллион рублей. Мы хорошо зарабатываем с экономической точки зрения: электричество ничего не стоит. О КОНТРОЛЕ ЗА ПАССАЖИРАМИ Мы против видеонаблюдения в салоне каршеринга. Это жёсткое вмешательство в личное пространство. Ты можешь делать не противозаконные вещи, при этом хотеть чувствовать себя более приватно. Есть другие инструменты влияния на эту ситуацию. Бывают разные случаи. Крадут всё, даже резину, а ещё меняют автоматические стеклоподъёмники на ручные. У нас как-то раз поменяли задний диван с нового на старый, но это было давно. Сейчас немного всё упорядочивается и входит в понятное русло, но раньше был беспредел. Снимали колёса, резину, руль, стеклоподъёмники — всё.