Войти в почту

О тайнах автомобильных угонов поведал сотрудник угрозыска

Какие автомобили угоняют чаще всего, на что способны криминальные виртуозы и возможно ли вообще защититься от угонов, «МК» рассказал бывший сотрудник уголовного розыска одного из районных отделов Москвы Игорь Гришаков. Оказывается, спутниковая сигнализация — вовсе не спасение, «КамАЗы» — желанная добыча для угонщиков, а найти угнанную машину иногда помогает вишневый сок. — Игорь Николаевич, начнем издалека: существует ли рейтинг самых опасных районов Москвы в плане угонов? — Вероятность угона примерно везде одинакова. Хотя на практике чаще всего угоняют из новых районов. На то есть ряд причин. Во-первых, в новостройки заселяются молодые семьи, у которых в комплекте к новой квартире, как правило, идет новый автомобиль. Во-вторых, полиция в таких районах в первое время неважно ориентируется по улицам, парковкам, дорогам. Поэтому как домушники, так и автоугонщики очень любят работать именно в новых районах. — Можно ли спасти свое движимое имущество? И что для этого делать в первую очередь? — В первую очередь я бы советовал аккуратнее пользоваться соцсетями. Люди бездумно постят сотни фото в соцсетях, выставляя на публичное обозрение свои богатства. Соцсети — это просто кладезь информации для преступников. Ну вот пишете вы, например, невинный пост: «Я в Турции». Потенциальный угонщик сразу смекает: ага, не на машине же в Турцию поехал. Пока хозяин автомобиля вернется, пока заявит в полицию, за это время автомобиль успеют несколько раз перепродать. — А как же современные противоугонные системы? Тот же ГЛОНАСС, например? — Поверьте, если у преступников есть планы на ваш автомобиль, то противоугонные системы его не спасут. На моей памяти не раз «уходили» машины, оборудованные системой ГЛОНАСС. Кто профессионально занимается угонами, у того есть приборы, которые глушат сигнал. — То есть ставить систему спутникового слежения бессмысленно? — Я бы не был столь категоричен. Помню, случай был. Взяли как-то одного негодяя. Он почему-то был уверен, что автомобиль, который он заприметил на парковке, не оборудован системой спутникового наблюдения. Ну стоит себе абсолютно рядовой автомобиль… А машина на самом деле в фирме числилась. Ее хозяин-предприниматель поставил ГЛОНАСС, чтобы следить за своими работниками. Угнанную машину в итоге мы в гараже обнаружили. Там, кстати, много интересного было: и номера, и запчасти… — Что же делать? Вечная «русская рулетка» получается… — Скажу так: надо применять фантазию. Например, вполне себе рабочий способ — аэрография. У нас народ к такому относится негативно: мол, взрослый, а машину какими-то дурацкими картинками оклеил… Но народ не учитывает, что аэрография на автомобиле делает его уникальным. Угнать и тем более продать такую машину будет проблематично. — Почему аэрография — проблема для автоугонщиков? — Потому что от «наклеек» надо будет избавляться: сдирать их, потом автомобиль снова красить. Для этого нужно время, профессиональный сервис с покрасочными камерами, а не гараж. Зачем преступнику такая головная боль? Ему проще угнать рядовой автомобиль, без «наклеек». — А что угоняют чаще всего? Автомобили каких марок? — Смотря что «заказали». Но чаще всего угоняют Hyundai Solaris, Kia Rio, Toyota Camry, Ford Focus, Renault Duster и т.д. Из премиум-класса это Lexus, Mercedes, BMW. — А что значит «заказали»? — Машины угоняют не те, которые чисто визуально понравились, а на которые есть конкретный заказ — по цвету, по году выпуска и т.д. Ну вот был случай: угнали Ford. Мы, конечно, объявили машину в розыск, ориентировки в соседние отделы дали, но все без толку. А безутешный владелец никак с потерей смириться не мог и стал самостоятельно объезжать салоны, в которых торгуют «бэушными» иномарками. И знаете, ему повезло — в одном из таких автосалонов, недалеко от своего района, он увидел угнанную машину. Узнал по пятну от вишневого сока, который на сиденье разлил ребенок. Вызвали эксперта, тот подтвердил, что действительно вишневый сок. Затем обнаружили, что номера переварены. Выяснили, что через салон угнанный автомобиль продавала женщина. Позже она пояснила, что у нее самой была машина после ДТП. Она отдала ее в мастерскую. Там ее починили, и она решила ее продать. — Женщина тоже была жертвой мошенников или одной из них? — Скажу так: настоящая машина той женщины после аварии ремонту не подлежала, вернее, такую восстанавливать было дороже, чем новую купить. Но ей сказали, что все починят. Тем временем в салоне отдали заказ на такой же Ford. Угонщики нашли и увели более-менее подходящую машину, ту самую, с пятнами вишневого сока. Ее пригнали в сервис, немного над ней поколдовали: отполировали, исправили маленькие детальки — комплектация-то одинаковая… Но им, видимо, было лень почистить салон. На том и попались. — То есть мошенники просто подменили автомобиль? — Да, угнанную машину, скажем так, подделали под оригинал. При этом все остались в наваре, кроме мужика, который лишился автомобиля. С женщины якобы за ремонт взяли 700 тысяч рублей. Непосредственно угонщикам из них отдали 200 тысяч, себе оставили пятьсот. Еще и битый автомобиль на железки разобрали и тоже сдали за деньги. Женщина по страховке починила свой автомобиль и еще собиралась получить деньги за его продажу в салоне. — Как вы раскрутили эту цепочку? — Женщина, продававшая машину через салон, указала на криминальный автосервис. — Чем все в итоге закончилось? — Потерпевшему повезло, ему вернули его машину. Каких-то особых изменений в автосервисе не внесли, просто номер переварили. — Вообще, какой путь проходит автомобиль, после того как поступает заказ и его крадут? — После того как машину угоняют, ей дают, что называется, отстояться. Я как-то еще в бытность моей работы в уголовном розыске смотрю: на стоянке «в кармашке» стоит машина подозрительная, пыльная вся. Ради интереса, думаю, дай пробью. Да, действительно, она была угнана из Люберец, а здесь, на районной стоянке, просто отстаивалась. — Сколько она так стоит? — Как правило, неделю-две отстаивается. — А потом что? — А потом аферисты делают новые документы, вешают на угнанную машину чистые госномера. На такой «честной» машине ехать уже не опасно, потому что новые номера будут абсолютно официально зарегистрированы. Автомобиль днем перегоняют в гараж или сервис. Там его или разбирают на запчасти, или перебивают номера на агрегатах и продают. У меня во время работы в уголовном розыске, в 2013 году, кажется, было интересное дело. Молодая девушка по наставлению своего бойфренда взяла машину в кредит. В тот же день этот бойфренд поехал заправляться, и больше она его не видела. Молодой человек оказался одним из мошенников, который подставил девушку. — Вы нашли этого молодого человека и автомобиль? — Дело в том, что сама девушка сначала боялась заявлять в полицию, потому что представила в банк липовую справку о доходах. Когда же она все-таки обратилась, мы выяснили, что орудовала банда как минимум из семи человек. Работали мошенники по стандартной схеме. Конкретно тот, взятый в кредит, автомобиль прошел через несколько рук. Мошенники привлекали студентов: те за 5 тысяч рублей ставили машину на учет и потом «продавали» другому такому же студенту. В итоге машина оказывалась у добросовестного покупателя. При этом машина была все еще в кредите… Когда начали распутывать клубок: опрашивать студентов, обзванивать всех липовых покупателей автомобиля — многие, как выяснялось, не покупали, но теряли паспорта, — проводить обыски, накопали материалов на грандиозное уголовное дело. Только при обысках мы нашли порядка ста справок на автомобили стоимостью выше миллиона рублей… Заправляла этим бизнесом, кстати, 70-летняя бабушка, она была основным распределителем, оформляла бумаги, к нотариусу ходила. — Вот это пенсионерка! Ну а как же банки? Они должны проверять людей, которые берут в кредит машины! — А у них был в банке свой человек, который одобрял кредиты. — В итоге банду посадили? — Что было дальше, если честно, не знаю. Неожиданно нагрянули люди из главка и забрали все материалы, оставив нам только тот, первый угнанный автомобиль. А мы, на секундочку, порядка 30 похищенных автомобилей тогда обнаружили… — То есть вы не исключаете, что мошенники могли уйти от уголовной ответственности? — Я не берусь обвинять кого-то, может, и расследовали это дело. Но, к примеру, во время задержания той самой пенсионерки, пока мы из Очакова в свой район ехали, в дежурную часть поступило 11 сообщений о том, что сотрудники полиции якобы превышают свои полномочия. Кого-то задержание пенсионерки очень нервировало. — Кто все же заправляет автомобильными кражами? — Этот бизнес поделен и распределен между преступными группами. И москвичей там очень мало. В основном это выходцы из Абхазии и Грузии. — Кто чаще всего становится жертвой автомобильных воров? — Жертвой может стать кто угодно, поверьте. Тем, кто угоняет, безразлично, какой социальный статус у его жертвы, сколько образований и какое материальное положение. Например, при мне, когда я еще работал в уголовном розыске, угнали служебный автомобиль Toyota Camry. Конечно, полиция тут же объявила автомобиль в розыск. Но все равно никого не нашли. Машина, я так сильно подозреваю, уехала в Чечню. Спецтехнику — кстати, оборудованную системой ГЛОНАСС — угоняли… — А спецтехника-то кому нужна? — Катки, трактора, «КамАЗы» — это очень дорогая техника. И экскаватор угонять намного выгоднее, чем «Феррари», потому что даже «бэушный» он стоит порядка 6–7 миллионов рублей. — Как же угоняют «КамАЗы»? — Такие кражи, как правило, происходят во время масштабных строек. Понятно, что работает банда. Как-то со стройки «КамАЗ» угнали, мы стали внимательно изучать видео с камер наблюдения. Видим, что машина сначала не заводится — «водитель» чертыхается, берет телефон, потом проделывает некоторые манипуляции. В итоге заводится и наконец уезжает. И сторож на стоянке почему-то открывает ворота… Совершенно очевидно, что завести «КамАЗ» помог тот, кто на этой машине ездит и кто ее хорошо знает. ГЛОНАСС в итоге чудесным образом отключился, и машина ушла в неизвестном направлении. Уверен, что был заказ. — Какая техника пользуется спросом? — Отечественная техника всегда пользовалась спросом по одной причине — она имеет всего один номер, который можно не перебивать. К примеру, у «КамАЗа» он выбит под кабиной, которую можно просто легко поменять. — Как можно не заметить «КамАЗ» — его даже на обычную стоянку не загонишь без лишних вопросов… — Да, действительно, без прикрытия со стороны недобросовестных правоохранителей это невозможно. Кстати о «крыше». Был в столице грандиозный скандал. В одном районе постоянно угоняли машины. Даже проводилась операция «Колесо». В итоге сотрудники батальона ГИБДД, получившего в народе прозвище «Летучий голландец», поймали одного типа. А он оказался племянником начальника одного из территориальных отделов… В общем, его наконец поймали, чуть ли не в автомобиле. А он: «взял покататься». Так племянник «шишки» мастерски уходил от ответственности. — Именно поэтому так сложно раскрывать автоугоны? — Да, автоугонами занимаются люди юридически подкованные, и они знают, что говорить в случае задержания. Даже если его в машине поймают, ему максимум «угон» можно будет вменить, так как доказать, что он хотел именно украсть и продать — невозможно. В общем, за угон — год условно, и все, работает дальше. Вот такой неутешительный расклад.

О тайнах автомобильных угонов поведал сотрудник угрозыска
© Карельские вести