Ещё

Как ГАЗ-66 на обе лопатки Mercedes положил 

Фото: Авторамблер
История отечественного автопрома — это не только путь оригинальных решений, но и хронология заимствований. Удачных, неудачных и уникальных, когда результат заметно отличался от источника вдохновения, и кое в чем его даже превосходил.
Именно так получилось в случае с ГАЗ-66, легендарной «Шишигой», которая появилась на свет с подачи прославленного немецкого вездехода Mercedes-Benz Unimog. Критический взгляд вкупе с четкой сформулированной целью позволил использовать зарубежную машину в качестве отправной точки и дальнейшего развития конструкции без оглядки на первоисточник.
Своим рождением неординарный грузовик обязан отцу-создателю самых знаменитых ГАЗовских машин Александру Дмитриевичу Просвирнину. На нижегородский (а в те годы — горьковский) завод он пришел еще в 1938 году, начав свой путь инженером-конструктором. В дальнейшем была должность ведущего конструктора и заместителя главного конструктора по грузовым автомобилям. В 1958 году Просвирнин заступил на пост главного конструктора предприятия и держал бразды правления до 1987-го. Уходя на заслуженный отдых, Александр Дмитриевич оставил колоссальное наследие — грузовики и их модификации, включая ГАЗ-52 и ГАЗ-53, «Волги» ГАЗ-24 и ГАЗ-3102, ГАЗ-13 «Чайка», ГАЗ-14 «Чайка», а также другие серийные и опытные машины.
"Шишига" тоже его рук дело, а источником инженерного вдохновения, как принято считать, и вовсе оказался Mercedes-Benz Unimog — в переводе с немецкого, полное имя Universalmotorgerät звучит диковато и казенно, «универсальное моторное устройство». Зато его анатомия — загляденье.
Unimog разрабатывался в разрушенной после войны Германии, но являл собой не собранную наспех конструкцию из готовых решений, а оригинальный и совершенно уникальный организм. Снаружи — «квадратиш, практиш, гуд» и великолепная внедорожная геометрия, внутри — скручивающаяся рама, обеспечивающая колоссальную артикуляцию, портальные мосты (их особенность — колесные редукторы и балка, расположенная выше оси вращения колес) и постоянный полный привод. Крепкий немецкий «коктейль» представлял собой эффективный способ борьбы с бездорожьем, но, будучи ориентированным на сельскохозяйственное применение, не предполагал высокую грузоподъемность. В этом и заключалось одно из ключевых отличий «Шишиги» от западного прообраза — она изначально задумывалась как грузовик-внедорожник, способный брать на борт до 2 тонн груза. Тогда что осталось в советском «устройстве» от немецкого? Компоновка — кабина, расположенная над двигателем, и мосты с блокировками дифференциалов.
Тем не менее, Unimog использовался в качестве референсного автомобиля — в частности, оба вездехода фигурируют на одном из исторических кадров — при том, что советские конструкторы пошли своим путем, применив традиционную раму и обычные, а не портальные мосты хотя и с самоблокирующимися дифференциалами. Надо ли говорить, что ГАЗ-66 пришлось естественным образом довольствоваться подключаемым, а не постоянным полным приводом. Как не вспомнить и крайне специфичное расположение рычага коробки передач, вынуждающее водителя неестественно выкручивать руку. Зато автомобиль мог похвастаться системой централизованной регулировки давления в шинах и такой специфической особенностью как «половинчатой» развесовкой, что оценили в десантных войсках — «Шишига» приземлялась на землю ровнехонько и без дифферента на нос.
Создание первых прототипов датируется 1957 годом, но звездная карьера горьковской «нечисти» началась лишь в июле 1964 года из-за отсутствия подходящего двигателя, которым в итоге стала бензиновая «восьмерка» объемом 4,3 л. Признание пришло к ГАЗ-66 сперва на столичной выставке «Современная сельскохозяйственная техника» 1966 года, а годом позже и на международной ярмарке сельскохозяйственной техники в Лейпциге, где автомобиль был удостоен Золотых медалей. Дальше — первый Знак качества у советского автомобиля, служба на гражданке и в горячих точках. Но вот, что интересно: ГАЗ-66 не производится уже два десятилетия, но его продолжают сравнивать с источником вдохновения Просвирнина в разных офроудных тестах. И «Шишига» едет, преодолевая крутые уклоны и суровую распутицу. При этом, даже если заменить прожорливый бензиновый двигатель, скажем, на дизель Cummins, внедрить другую коробку передач и раздатку от ГАЗ «Садко», а также водрузить шины низкого давления на алюминиевых дисках, то такой экспедиционный грузовик все равно будет несоизмеримо дешевле, чем Unimog.
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео