Войти в почту

Как ГАЗ-66 на обе лопатки Mercedes положил

История отечественного автопрома – это не только путь оригинальных решений, но и хронология заимствований. Удачных, неудачных и уникальных, когда результат заметно отличался от источника вдохновения, и кое в чем его даже превосходил. Именно так получилось в случае с ГАЗ-66, легендарной "Шишигой", которая появилась на свет с подачи прославленного немецкого вездехода Mercedes-Benz Unimog. Критический взгляд вкупе с четкой сформулированной целью позволил использовать зарубежную машину в качестве отправной точки и дальнейшего развития конструкции без оглядки на первоисточник. Своим рождением неординарный грузовик обязан отцу-создателю самых знаменитых ГАЗовских машин Александру Дмитриевичу Просвирнину. На нижегородский (а в те годы – горьковский) завод он пришел еще в 1938 году, начав свой путь инженером-конструктором. В дальнейшем была должность ведущего конструктора и заместителя главного конструктора по грузовым автомобилям. В 1958 году Просвирнин заступил на пост главного конструктора предприятия и держал бразды правления до 1987-го. Уходя на заслуженный отдых, Александр Дмитриевич оставил колоссальное наследие – грузовики и их модификации, включая ГАЗ-52 и ГАЗ-53, "Волги" ГАЗ-24 и ГАЗ-3102, ГАЗ-13 "Чайка", ГАЗ-14 "Чайка", а также другие серийные и опытные машины. "Шишига" тоже его рук дело, а источником инженерного вдохновения, как принято считать, и вовсе оказался Mercedes-Benz Unimog – в переводе с немецкого, полное имя Universalmotorgerät звучит диковато и казенно, "универсальное моторное устройство". Зато его анатомия - загляденье. Unimog разрабатывался в разрушенной после войны Германии, но являл собой не собранную наспех конструкцию из готовых решений, а оригинальный и совершенно уникальный организм. Снаружи – "квадратиш, практиш, гуд" и великолепная внедорожная геометрия, внутри – скручивающаяся рама, обеспечивающая колоссальную артикуляцию, портальные мосты (их особенность – колесные редукторы и балка, расположенная выше оси вращения колес) и постоянный полный привод. Крепкий немецкий "коктейль" представлял собой эффективный способ борьбы с бездорожьем, но, будучи ориентированным на сельскохозяйственное применение, не предполагал высокую грузоподъемность. В этом и заключалось одно из ключевых отличий "Шишиги" от западного прообраза – она изначально задумывалась как грузовик-внедорожник, способный брать на борт до 2 тонн груза. Тогда что осталось в советском "устройстве" от немецкого? Компоновка – кабина, расположенная над двигателем, и мосты с блокировками дифференциалов. Тем не менее, Unimog использовался в качестве референсного автомобиля – в частности, оба вездехода фигурируют на одном из исторических кадров – при том, что советские конструкторы пошли своим путем, применив традиционную раму и обычные, а не портальные мосты хотя и с самоблокирующимися дифференциалами. Надо ли говорить, что ГАЗ-66 пришлось естественным образом довольствоваться подключаемым, а не постоянным полным приводом. Как не вспомнить и крайне специфичное расположение рычага коробки передач, вынуждающее водителя неестественно выкручивать руку. Зато автомобиль мог похвастаться системой централизованной регулировки давления в шинах и такой специфической особенностью как "половинчатой" развесовкой, что оценили в десантных войсках – "Шишига" приземлялась на землю ровнехонько и без дифферента на нос. Создание первых прототипов датируется 1957 годом, но звездная карьера горьковской "нечисти" началась лишь в июле 1964 года из-за отсутствия подходящего двигателя, которым в итоге стала бензиновая "восьмерка" объемом 4,3 л. Признание пришло к ГАЗ-66 сперва на столичной выставке "Современная сельскохозяйственная техника» 1966 года, а годом позже и на международной ярмарке сельскохозяйственной техники в Лейпциге, где автомобиль был удостоен Золотых медалей. Дальше – первый Знак качества у советского автомобиля, служба на гражданке и в горячих точках. Но вот, что интересно: ГАЗ-66 не производится уже два десятилетия, но его продолжают сравнивать с источником вдохновения Просвирнина в разных офроудных тестах. И "Шишига" едет, преодолевая крутые уклоны и суровую распутицу. При этом, даже если заменить прожорливый бензиновый двигатель, скажем, на дизель Cummins, внедрить другую коробку передач и раздатку от ГАЗ "Садко", а также водрузить шины низкого давления на алюминиевых дисках, то такой экспедиционный грузовик все равно будет несоизмеримо дешевле, чем Unimog.

Как ГАЗ-66 на обе лопатки Mercedes положил
© Авторамблер