Войти в почту

«Smart Cars & Roads – цифровая трансформация экосистемы «автомобиль-дорога» в Российской Федерации»

В Москве состоялся II Федеральный форум «Smart Cars & Roads – цифровая трансформация экосистемы «автомобиль-дорога» в Российской Федерации». Участниками мероприятия, которое организовала информационная группа COMNEWS, в партнерстве с ПАО «КАМАЗ», стали 190 специалистов, которые представляли российских и зарубежных автопроизводителей, создателей интеллектуальных транспортных систем, регулирующие органы, провайдеров цифровых услуг, ключевые ассоциации, а также юридические компании, аналитические агентства и прессу. Генеральным партнером форума выступило ПАО «КАМАЗ», а партнерами - ПАО «АВТОВАЗ», Nissan, ООО «Мазда Мотор Рус» (Mazda) и Ford Sollers (совместное предприятие Ford и российской автомобильной компании «Соллерс»). Партнером сессии стало ФГУП «Космическая связь», а спонсором сессии - АО «Концерн «Автоматика» (ГК «Ростех»). Мероприятие состоялось при участии компаний «Лаборатория Умного Вождения», Linxdatacenter, Keysight Technologies, «ЕвроМобайл», ГБУ Правительства Москвы «МосТрансПроект», ANSYS, «Новатех». Поддержку форуму оказали АНО «Цифровая экономика», Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК), ассоциация «Цифровая Эра Транспорта», Союз транспортников России, ассоциация «Российские автомобильные дилеры» (РОАД), ассоциация участников рынка интернета вещей (iotas), НП РУССОФТ, АО «Российский институт радионавигации и времени», Первый российский международный логистический альянс и Франко-российская торгово-промышленная палата (CCI France Russie). Многие докладчики упоминали постановление правительства РФ №1415 от 26 ноября 2018 г. В частности, Андрей Незнамов из АНО «Робоправо» и Dentons указал на необходимость расширения данного документа. Он отметил, что в существующем виде документ допускает тесты лишь в Москве и Республике Татарстан, которые характеризуются равнинной местностью и развитой дорожной инфраструктурой. Однако в России есть и иные рельефы местности, а дороги зачастую являются грунтовыми, и даже успешный эксперимент в Москве и Татарстане не гарантирует применимости беспилотных автомобилей в других регионах. Кроме того, Андрей Незнамов отметил, что постановление №1415 не охватывает целый спектр беспилотников, в том числе шаттлы, автомобили без руля, а также транспортные средства, в которых человек сидит на пассажирском месте и не может дотянуться до средств управления. В Сессии 1 были представлены возможности перспективной отечественной спутниковой группировки «Экспресс-РВ» на высокоэллиптических орбитах, которую готовит к запуску в 2022-2023 годах ГПКС. Эта группировка обеспечит связь по всей стране, что критически важно для подключенных автомобилей: если в крупных городах сотовые сети 4G/LTE развиты хорошо, то на загородных дорогах и автотрассах не везде есть даже GSM-покрытие. Как прогнозирует Михаил Глинка, ссылаясь на расчеты технологического партнера ГПКС по проекту «Экспресс-РВ» – ООО «Небо ГК», на пятый год ее эксплуатации пользователями этой группировки в России будет 6 млн абонентов с индивидуальным приемным терминалом (в подавляющем большинстве – на автомобилях) и 300 тыс. подключенных устройств М2М/IoT, а также 166 млн пассажиров общественного транспорта и поездов в год. Тематикой Сессии 2 стал «умный» транспорт на «умных» дорогах в условиях цифровой экономики. Роман Ферштер, генеральный директор ООО «РГРАВТО» (официальный дистрибьютор Mobileye, An Intel Company, выступил с мнением, полярным относительно большинства участников форума – о том, что создание беспилотного автомобиля является слишком дорогим удовольствием, поэтому этого может и вовсе не произойти. Он пояснил, что эта дороговизна связана с потребностью в постоянно обновляемых высокоточных картах, причем с бэкапом (так как в Швейцарии, например, существуют тоннели длинной 25 км, и на всей этой протяженности связи со спутником нет), а также с разработкой систем искусственного интеллекта (AI), способных вести автомобиль на уровне человека. «Причем компьютер с AI в автомобиле должен будет общаться и с водителями-людьми, ведь они мгновенно не исчезнут. Но все люди разные: один едет слишком осторожно, другой – излишне агрессивно, и компьютер должен будет ко всему этому подлаживаться», - заявил Роман Ферштер. Он также обратил внимание аудитории, что общество на деле не примет AI, который управляет машиной как человек. «В США ежегодно на дорогах погибает 35 тыс. человек. Если мы скажем, что робот будет водить автомобиль как человек – то есть убивать 35 тыс. человек в год – общество с этим никогда не согласится. И даже на десятикратно меньшие жертвы (3500 человек в год) – тоже», - пояснил свою мысль глава «РГРАВТО». По его мнению, американское общество будет готово воспринять о вине роботов-водителей 35 смертей в год, но для создания и тестирования такой сложной системы потребуются миллиарды долларов. Исходя из этой идеологии, компания Mobileye считает создание беспилотных автомобилей нецелесообразным, предлагая вместо этого платформу Responsibility-Sensitive Safety (RSS), в которой прописаны примерно 90% всех основных типов аварий на дорогах. «RSS может стать основой сертификации беспилотных автомобилей», - заключил Роман Ферштер. Безопасность вождения может обеспечиваться как в беспилотном режиме, так и в автомобиле с водителем. Михаил Кораблев из АО «ГЛОНАСС» отметил, что с момента создания российская государственная система экстренного реагирования при авариях «ЭРА-ГЛОНАСС» уже позволила спасти более 700 человек, а в перспективе АО «ГЛОНАСС» планирует спасать 4-5 тыс. человек в год (в частности, за счет стыковки с бортовым оборудованием ADAS). Параллельно второй части Сессии 2 состоялся круглый стол «Беспилотные автомобили – готовь сани летом: искусственный интеллект, IIoT, когнитивные технологии в управлении коммерческим транспортом». В 2019 г. 24 октября III Федеральный форум Smart Cars & Roads продолжит рассмотрение этих и других актуальных вопросов, которые позволят быстрее и эффективнее провести цифровую трансформацию экосистемы «автомобиль-дорога» в России.