Голодовка московского таксиста у Никитских ворот. Что это было?
3 декабря врачи госпитализировали Романа Катареничева, таксиста, который выступил против онлайн-агрегаторов и объявил пятидневную голодовку в знак протеста. Strelka Mag попросил представителей «Яндекс.Такси» и Gett прокомментировать главные требования Катареничев. Что произошло? Роман Катареничев. Фото: телеканал 360° 1 декабря Роман Катареничев, работавший последние четыре года таксистом в Москве, припарковал свой автомобиль возле театра «У Никитских ворот» и объявил пятидневную голодовку. Он выступил против всех сервисов-агрегаторов такси и потребовал возвращения таксомоторных парков, а также фильтрации водителей, которая подразумевает обучение и экзамены для допуска к работе. В интервью телеканалу «360°» Роман отметил, что из-за условий, которые предлагают агрегаторы, таксисты вынуждены работать по 12, 14 и даже 18 часов в сутки, что приводит к многочисленным авариям на дорогах. «После нового года что-нибудь отчебучим», — заявил Роман, подразумевая акцию протеста, если его требования не будут выполнены. Свои требования Катареничев адресовал московскому Департаменту транспорта и развития дорожно-транспортной, Сергею Собянину и Правительству России. Перед началом акции Катареничев заклеил логотип компании Gett на кузове автомобиля, чтобы подчеркнуть, что его протест направлен на все агрегаторы, в том числе Яндекс.Такси и Uber. Чего хотят таксисты? Фото: YouTube-канал MPT_PROF Позже на сайте «Московского профсоюза таксистов» появился расширенный список требований Романа Катареничева. Он состоит из семи пунктов: «объединить водителей», «возродить трудовые отношение и таксомоторные парки», «сделать адекватные цены», «прекратить господство агрегаторов на рынке такси», «убрать фиксированные тарифы с рынка такси и вернуть счетчик», а также «ценообразование должно идти от парков и ни каких оферт и агентских предложений от агрегаторов, им только фиксированный процент», «обучение и развитие водителей в парках и возможно их лицензирование». (Пунктуация и орфография сохранены). Во время голодовки, которая продлилась два дня, Романа Катареничева приезжали поддержать коллеги и активисты, отстаивающие права таксистов. Среди них был заместитель председателя «Московского профсоюза таксистов» Николай Кодолов. Он требовал вернуть профессию «таксист», отмечая, что она отсутствует в Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов в редакции от 2012 года. Днем 3 декабря на Никитский бульвар приехала колонна таксистов, которые ранее проводили акцию бойкота на стоянке в Химках. Они обнаружили Романа в ослабленном состоянии и вызвали «скорую помощь». Приехавшие врачи приняли решение госпитализировать таксиста, который начал терять сознание. Несколько автомобилей участников акции были эвакуированы. Как отреагировал Дептранс? Фото: transport.mos.ru 3 декабря в твиттере «Московский транспорт» появились две записи: «Встретимся с таксистом, который протестовал против ценообразования агрегаторов. Мы прислушиваемся к позиции всех участников рынка. Готовы передать его пожелания агрегаторам и в Минтранс РФ». Во втором твите «Московского транспорта» говорилось, что «Есть способы решить проблему, не рискуя здоровьем: через комитет по такси в МТПП, Ассоциацию ТАМА и др. площадки, где формируется мнение рынка. Также вопросы передавайте по бесплатному номеру 3210, готовы обсуждать. Заинтересованы в том, чтобы поездки на такси были безопасными». Что говорят онлайн-сервисы такси? Фото: istockphoto.com Представитель пресс-службы «Яндекс.Такси» Наталья Рожкова отметила, что «тарифы на поездки и комиссию сервиса для водителей остаются неизменными уже почти год. «Цена на поездки сейчас определяется рынком в интересах пассажиров и перевозчиков по соглашению с партнерами-таксопарками и индивидуальными предпринимателями». Также Рожкова уточнила, что на базе Московской торгово-промышленной палаты при поддержке Дептранса проходят регулярные встречи между профсоюзами таксистов, крупными онлайн-агрегаторами, таксопарками и представителями Транспортной ассоциации московской агломерации. Голодовку Романа Катареничева в пресс-службе комментировать не стали, поскольку в настоящий момент он не числится в системе агрегатора. По словам Натальи Рожковой, таксист был отключен от нее в апреле 2018 года «в связи с жалобами пользователей». Представитель пресс-службы Gett в России Дина Мостовая рассказала Strelka Mag, что о голодовке Катареничева в компании узнали из интернета. По её словам, все водители, работающие с Gett, проходят обучение и сдают экзамен, а после этого контроль за водителями поддерживается благодаря мониторингу оценок водителей и проверкам с участием тайных пассажиров. «В октябре мы изменили тарифы и сейчас они позволяют больше зарабатывать водителям, у которых низкий процент отказа от поездок», — рассказал Мостовая. Также она отметила, что компания не планирует как-либо штрафовать таксиста в связи с акцией протеста на Никитском бульваре. При этом агрегаторы знают о переутомляемости таксистов. Известно, что «Яндекс.Такси» может лишать водителей, работающих слишком долго без перерыва, возможности брать заказы. В Gett ограничиваются рекомендациями следить за своим состоянием и делать перерывы для отдыха. Как работает система оплаты поездок? Площадь Никитские ворота. Фото: istockphoto.com «С развитием онлайн-сервисов стоимость поездок упала, а работы у водителей стало больше. При этом зарплата осталась прежней – поясняет научный сотрудник Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Егор Мулеев. «В то же время система таксопарков по сути представляет собой прокат оборудованных автомобилей. Если аренда автомобиля в таксопарке стоит 1500 рублей в сутки, а пробег составляет 300 километров за тот же период времени, то получается порядка 50 рублей за километр пробега. С учетом расходов на бензин и мойку пусть себестоимость составит 55 рублей за километр. Сейчас доехать от Высшей школы экономики (Мясницкая, 11) до Института «Стрелка» ( Берсеневская, 14) стоит 401 рубль, что составляет 80 рублей за километр. Вычитаем себестоимость. От получившихся 25 рублей заработка неизвестный нам процент уходит агрегатору» – поделился своими подсчетами Мулеев. «В итоге, если онлайн-сервис забирает хотя бы 5 рублей с заказа, то за 15-часовой рабочий день таксист зарабатывает 1200 рублей». Эксперт отмечает, что помимо этого, между водителем и пассажиром существуют посредники, каждый из которых претендует на свою долю. При этом таксопарки устанавливают фиксированные тарифы аренды автомобиля, а стоимость проезда определяется агрегатором. В этой ситуации таксисту остаётся либо соглашаться на эти условия, либо менять сферу деятельности. По мнению Мулеева, компромисс в данной ситуации предполагает либо повышение тарифов для пассажиров, либо согласие таксопарков и агрегаторов поступиться с прибылью. «Я думаю, что водителя устроит любой вариант, поскольку работы меньше не станет. Но пойдут ли на такой ход представители прослойки — вопрос открытый», — заключает эксперт. Что будет дальше? Фото: YouTube-канал MPT_PROF Российские таксисты регулярно выступают против онлайн-агрегаторов из-за высоких комиссий и сервисных сборов и вызванных этим переработок. Одна из крупнейших акций протеста прошла по всей стране 10 апреля 2018 года. В ней участвовали тысячи таксистов, около 300 из них — в столице. На протяжении дня таксисты отказывались принимать заказы через онлайн-сервисы и оставляли фейковые вызовы в приложениях, чтобы сорвать работу коллег, воздержавшихся от участия в акции. 4 декабря стало известно, что депутаты Госдумы внесли на рассмотрение законопроект о государственном регулировании работы такси. Если он будет одобрен, таксистам придется оформлять разрешение на работу сроком на пять лет, проходить медосмотры и перевозить пассажиров только на машинах, прошедших техобслуживание. Кроме того, в стране будет создан единый реестр онлайн-сервисов такси, а иностранные агрегаторы смогут действовать только через зарегистрированные в России филиалы. В среду 5 декабря пресс-служба Департанса сообщила, что рассматривает потенциал развития рынка агрегаторов как негативный. В ведомстве уверены, что в России будет возрождаться старая система заказов поездок напрямую в таксопарках. «Одним из важных решений по регулированию работы интернет-агрегаторов такси на федеральном уровне может стать гарантированная минимальная заработная плата для водителей, которые агрегаторы обязаны будут выплачивать и гарантировать водителям такси», — говорится в сообщении в твиттере «Московского транспорта».