Ещё

Голодовка московского таксиста у Никитских ворот. Что это было? 

Фото: Strelka Magazine
3 декабря врачи госпитализировали Романа Катареничева, таксиста, который выступил против онлайн-агрегаторов и объявил пятидневную голодовку в знак протеста. Strelka Mag попросил представителей «Яндекс. Такси» и Gett прокомментировать главные требования Катареничев.
Что произошло?
Роман Катареничев. Фото: телеканал 360°
1 декабря Роман Катареничев, работавший последние четыре года таксистом в Москве, припарковал свой автомобиль возле театра «У Никитских ворот» и объявил пятидневную голодовку. Он выступил против всех сервисов-агрегаторов такси и потребовал возвращения таксомоторных парков, а также фильтрации водителей, которая подразумевает обучение и экзамены для допуска к работе. В интервью телеканалу «360°» Роман отметил, что из-за условий, которые предлагают агрегаторы, таксисты вынуждены работать по 12, 14 и даже 18 часов в сутки, что приводит к многочисленным авариям на дорогах.
«После нового года что-нибудь отчебучим», — заявил Роман, подразумевая акцию протеста, если его требования не будут выполнены.
Свои требования Катареничев адресовал московскому Департаменту транспорта и развития дорожно-транспортной, и . Перед началом акции Катареничев заклеил логотип компании Gett на кузове автомобиля, чтобы подчеркнуть, что его протест направлен на все агрегаторы, в том числе Яндекс. Такси и Uber.
Чего хотят таксисты?
Фото: YouTube-канал MPT_PROF
Позже на сайте «Московского профсоюза таксистов» появился расширенный список требований Романа Катареничева. Он состоит из семи пунктов: «объединить водителей», «возродить трудовые отношение и таксомоторные парки», «сделать адекватные цены», «прекратить господство агрегаторов на рынке такси», «убрать фиксированные тарифы с рынка такси и вернуть счетчик», а также «ценообразование должно идти от парков и ни каких оферт и агентских предложений от агрегаторов, им только фиксированный процент», «обучение и развитие водителей в парках и возможно их лицензирование». (Пунктуация и орфография сохранены).
Во время голодовки, которая продлилась два дня, Романа Катареничева приезжали поддержать коллеги и активисты, отстаивающие права таксистов. Среди них был заместитель председателя «Московского профсоюза таксистов» Николай Кодолов. Он требовал вернуть профессию «таксист», отмечая, что она отсутствует в Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов в редакции от 2012 года.
Днем 3 декабря на Никитский бульвар приехала колонна таксистов, которые ранее проводили акцию бойкота на стоянке в Химках. Они обнаружили Романа в ослабленном состоянии и вызвали «скорую помощь». Приехавшие врачи приняли решение госпитализировать таксиста, который начал терять сознание. Несколько автомобилей участников акции были эвакуированы.
Как отреагировал Дептранс?
Фото: transport.mos.ru 3 декабря в твиттере «Московский транспорт» появились две записи: «Встретимся с таксистом, который протестовал против ценообразования агрегаторов. Мы прислушиваемся к позиции всех участников рынка. Готовы передать его пожелания агрегаторам и в ».
Во втором твите «Московского транспорта» говорилось, что «Есть способы решить проблему, не рискуя здоровьем: через комитет по такси в МТПП, Ассоциацию ТАМА и др. площадки, где формируется мнение рынка. Также вопросы передавайте по бесплатному номеру 3210, готовы обсуждать. Заинтересованы в том, чтобы поездки на такси были безопасными».
Что говорят онлайн-сервисы такси?
Фото: istockphoto.com Представитель пресс-службы «Яндекс. Такси» отметила, что «тарифы на поездки и комиссию сервиса для водителей остаются неизменными уже почти год.
»Цена на поездки сейчас определяется рынком в интересах пассажиров и перевозчиков по соглашению с партнерами-таксопарками и индивидуальными предпринимателями».
Также Рожкова уточнила, что на базе Московской торгово-промышленной палаты при поддержке Дептранса проходят регулярные встречи между профсоюзами таксистов, крупными онлайн-агрегаторами, таксопарками и представителями Транспортной ассоциации московской агломерации.
Голодовку Романа Катареничева в пресс-службе комментировать не стали, поскольку в настоящий момент он не числится в системе агрегатора. По словам Натальи Рожковой, таксист был отключен от нее в апреле 2018 года «в связи с жалобами пользователей».
Представитель пресс-службы Gett в России Дина Мостовая рассказала Strelka Mag, что о голодовке Катареничева в компании узнали из интернета. По её словам, все водители, работающие с Gett, проходят обучение и сдают экзамен, а после этого контроль за водителями поддерживается благодаря мониторингу оценок водителей и проверкам с участием тайных пассажиров.
«В октябре мы изменили тарифы и сейчас они позволяют больше зарабатывать водителям, у которых низкий процент отказа от поездок», — рассказал Мостовая. Также она отметила, что компания не планирует как-либо штрафовать таксиста в связи с акцией протеста на Никитском бульваре.
При этом агрегаторы знают о переутомляемости таксистов. Известно, что «Яндекс. Такси» может лишать водителей, работающих слишком долго без перерыва, возможности брать заказы. В Gett ограничиваются рекомендациями следить за своим состоянием и делать перерывы для отдыха.
Как работает система оплаты поездок?
Площадь Никитские ворота. Фото: istockphoto.com «С развитием онлайн-сервисов стоимость поездок упала, а работы у водителей стало больше. При этом зарплата осталась прежней — поясняет научный сотрудник Института экономики транспорта и транспортной политики .
«В то же время система таксопарков по сути представляет собой прокат оборудованных автомобилей. Если аренда автомобиля в таксопарке стоит 1500 рублей в сутки, а пробег составляет 300 километров за тот же период времени, то получается порядка 50 рублей за километр пробега. С учетом расходов на бензин и мойку пусть себестоимость составит 55 рублей за километр.
Сейчас доехать от Высшей школы экономики (Мясницкая, 11) до Института «Стрелка» (Берсеневская, 14) стоит 401 рубль, что составляет 80 рублей за километр. Вычитаем себестоимость. От получившихся 25 рублей заработка неизвестный нам процент уходит агрегатору» — поделился своими подсчетами Мулеев.
«В итоге, если онлайн-сервис забирает хотя бы 5 рублей с заказа, то за 15-часовой рабочий день таксист зарабатывает 1200 рублей».
Эксперт отмечает, что помимо этого, между водителем и пассажиром существуют посредники, каждый из которых претендует на свою долю. При этом таксопарки устанавливают фиксированные тарифы аренды автомобиля, а стоимость проезда определяется агрегатором. В этой ситуации таксисту остаётся либо соглашаться на эти условия, либо менять сферу деятельности.
По мнению Мулеева, компромисс в данной ситуации предполагает либо повышение тарифов для пассажиров, либо согласие таксопарков и агрегаторов поступиться с прибылью. «Я думаю, что водителя устроит любой вариант, поскольку работы меньше не станет. Но пойдут ли на такой ход представители прослойки — вопрос открытый», — заключает эксперт.
Что будет дальше?
Фото: YouTube-канал MPT_PROF
Российские таксисты регулярно выступают против онлайн-агрегаторов из-за высоких комиссий и сервисных сборов и вызванных этим переработок. Одна из крупнейших акций протеста прошла по всей стране 10 апреля 2018 года. В ней участвовали тысячи таксистов, около 300 из них — в столице. На протяжении дня таксисты отказывались принимать заказы через онлайн-сервисы и оставляли фейковые вызовы в приложениях, чтобы сорвать работу коллег, воздержавшихся от участия в акции.
4 декабря стало известно, что депутаты внесли на рассмотрение законопроект о государственном регулировании работы такси. Если он будет одобрен, таксистам придется оформлять разрешение на работу сроком на пять лет, проходить медосмотры и перевозить пассажиров только на машинах, прошедших техобслуживание.
Кроме того, в стране будет создан единый реестр онлайн-сервисов такси, а иностранные агрегаторы смогут действовать только через зарегистрированные в России филиалы.
В среду 5 декабря пресс-служба Департанса сообщила, что рассматривает потенциал развития рынка агрегаторов как негативный. В ведомстве уверены, что в России будет возрождаться старая система заказов поездок напрямую в таксопарках.
«Одним из важных решений по регулированию работы интернет-агрегаторов такси на федеральном уровне может стать гарантированная минимальная заработная плата для водителей, которые агрегаторы обязаны будут выплачивать и гарантировать водителям такси», — говорится в сообщении в твиттере «Московского транспорта».
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео