«Транспорт будущего». Чем уникален первый белорусский электромобиль
В августе 2017 г. в Беларуси состоялась презентация первого электромобиля, сделанного в республике, а в прошлом месяце в эфире телеканала СТВ председатель Президиума Национальной академии наук Беларуси (НАН РБ) Владимир Гусаков заявил, что в стране планируется наладить их производство. По словам ученого, модель данного вида авто может быть представлена общественности уже в текущем месяце, а его стоимость оценивается в $15-16 тыс. Корреспондент «Евразия.Эксперт» собрал самые интересные факты из истории создания белорусского электромобиля, его основные характеристики, а также преимущества по сравнению с автомобилями с двигателем внутреннего сгорания. IT-республика Беларусь Как известно, в последние годы Минск взял курс на построение IT-республики. Это стремление выразилось в том, что Беларусь стала одной из первых стран, в которой легализовали криптовалюты и токены, а также на ее территории находится белорусская версия «Кремниевой долины» − Парк высоких технологий (ПВТ). Это ведущий инновационный IT-кластер в Центральной и Восточной Европе, резидентами которого являются такие всемирно известные компании, как Viber, World of Tanks, EPAM Systems, Maps.me и т.д. Государство создает максимально комфортные условия для развития высоких технологий. Так, 21 декабря 2017 г. президент Беларуси Александр Лукашенко подписал Декрет о развитии цифровой экономики, регулирующий деятельность ПВТ. Данный нормативно-правовой акт облегчил присоединение к Парку аутсорсных и продуктовых компаний, инвестиционных фондов, а также иностранных компаний. С момента вступления документа в силу резидентам организации позволено оказывать услуги криптобирж, криптообменников, привлекать финансирование посредством ICO, а также использовать криптовалюты и токены, основанные на технологии блокчейна. Одним из направлений развития высоких технологий в стране явилось конструирование собственного электромобиля – транспортного средства будущего. Началом белорусского электромобилестроения можно считать лето прошлого года: именно в августе 2017 г. на базе серийной машины Geely SC7 был создан экспериментальный образец электромобиля белорусской сборки. И, как видно, эксперимент удался: в Беларуси стали готовиться к массовой замене автомобилей на электромобили. Летом текущего года Лукашенко подписал указ №273 «О стимулировании использования электромобилей». Документ предусматривает стимулирующие меры для приобретения электромобилей: освобождение от уплаты пошлины за выдачу разрешения на допуск электромобилей к участию в дорожном движении, от налога на добавленную стоимость при ввозе на территорию Беларуси зарядных устройств, не производимых на территории страны. Кроме того, для новых транспортных средств будет создана широкая зарядная и сервисная инфраструктура. Спустя всего несколько дней после подписания данного закона стало известно, что «Белоруснефть» создаст разветвленную сеть зарядных станций для электромобилей к 2024 г. Осенью нынешнего года в республике появилась соответствующая программа, утвержденная постановлением Совета Министров от 10 октября 2018 г. №731. Данный документ предусматривает создание зарядной сети для электромобилей, в которую войдет 431 станция. К концу текущего года количество станций в республике увеличится до 100, а к 2030 г. планируется создать 1304 электрозаправочные станции. В том числе 1224 из них – в населенных пунктах, а 80 − на всех основных автомагистралях с расстоянием в 50-70 км друг от друга. Фото: sb.by К слову, энергию электромобиль может получить от подключения к обычной розетке либо от специального зарядного устройства. Притом, если напряжение источника составляет 220 В, что характерно для обычных розеток, автомобиль сможет получить полный заряд за 6 часов, если же это зарядка на больший ток, данный срок составит всего около 4 часов. Фото: businmoscow.ru Характеристика белорусского электромобиля Первый белорусский электромобиль будет иметь массу 1,3 т. Если сравнивать с легковыми автомобилями, цифры будут примерно совпадать. Аналогичные с большинством автомобилей показатели и вместимости – 5 человек. Классика – двое впереди, трое сзади. Привод у белорусского электромобиля передний, причем с межколесным дифференциалом. Фото: onliner.by Что касается характеристик гибридного накопителя, емкость литий-ионной батареи составляет 32 А*ч, емкость суперконденсатора – 650 Вт*ч, пробег – до 100 км. А если говорить про характеристики электропривода, отметим, что показатели крутящего момента составляют до 2600 Нм, скорость развивается до 11 км/ч, а разгон с 0 до 100 км/ч составляет в среднем порядка 9,5 секунд. Мощность двигателя электромобиля составляет 60 кВт, что эквивалентно 80 лошадиным силам. Стоит отметить, что по сей день происходит совершенствование характеристик электромобиля, поэтому окончательные их нам еще предстоит узнать в ближайшем будущем. Что касается стоимости, электромобиль будет вполне доступен не только самым обеспеченным гражданам, но и в целом представителям среднего класса, в том числе и в России – купить его будет можно за $15-16 тыс. Другие виды электротранспорта в Беларуси Однако только электромобилем данная отрасль в Беларуси не ограничивается. Так, еще в 2015 г. на Минском тракторном заводе (МТЗ) был разработан первый образец электротрактора. Его мощность составила 350 лошадиных сил. В республике для новых машин уже вовсю разрабатываются комплектующие. Специалисты Научно-практического центра по механизации сельского хозяйства Национальной академии наук Беларуси сконструировали бортовой компьютер, который оборудован системой автоматического подруливания, а также системой контроля расхода топлива и нагрузки. Помимо этого, в тракторе будет GPS-навигация, которая позволит контролировать его работу в любой точке мира. Помимо электротрактора, в республике появится электросамосвал. Средство передвижения разработает БелАЗ совместно с канадской компанией. Генеральный директор белорусского предприятия Петр Пархомчик в сентябре сообщал, что уже имеются первые клиенты − международная горнодобывающая компания ArcelorMittal. «Нам надо, чтобы [срок работы составлял] хотя бы восемь часов, потом самосвал подзарядился в течение 20-30 минут − и поехал дальше. Если мы эту задачу решим, то такая техника будет. В российских карьерах используются в основном электрические экскаваторы. Наши конкуренты уже делают самосвалы, которые работают в шахтах под землей именно на аккумуляторных батареях», − подчеркнул гендиректор БелАЗа. Примерно в то же время начальник научно-инжинирингового центра «Электромеханические и гибридные силовые установки мобильных машин» Объединенного института машиностроения НАН Беларуси Александр Белевич раскрыл, что в республике готовится проект и грузового электромобиля. Белорусы займутся и созданием электробуса. ОАО «Управляющая компания холдинга «Белкоммунмаш» планирует создать соответствующее производство в Индии. Так, гендиректор предприятия Владимир Король рассказал, что пока белорусская сторона планирует поставить в Индию презентационную партию электробусов − не менее 40 единиц. «Важно завести первые экземпляры и показать их работу. Остается ряд проблем, связанных с поставкой, там очень большие пошлины. С учетом перспектив создания совместного предприятия будем обсуждать этот вопрос. Уже есть понимание, с кем мы можем работать и где собирать», − отмечал Король. Также в республике планируют создавать и более легкие средства передвижения – электромотоциклы, электровелосипеды и электроскутеры. Плоды прогресса Отметим, что производство электромобилей очень благоприятно играет на улучшение экологической обстановки. Очевидно, что особенно актуален данный фактор для крупных городов. Суммарный эффект улучшения экологической ситуации в целом будет зависеть от структуры производства электроэнергии по видам генерации – атомная, тепловая или возобновляемые источники энергии. Поэтому для того, чтобы был наиболее благоприятный эффект, будет целесообразным либо использовать возобновляемые источники энергии, либо усовершенствовать методы получения электроэнергии от традиционных источников энергии. Для водителей большим плюсом использования электромобилей вместо автомобилей с двигателем внутреннего сгорания будет высокий КПД двигателя (76% против 25-30%). Что касается денежных вопросов – несмотря на то, что стоимость электромобилей в среднем выше, их обслуживание в целом обходится дешевле. Дело в том, что при эксплуатации электромобилей отсутствует необходимость в дорогостоящем обслуживании двигателя и топливной системы. Отсутствует необходимость в замене ремней в системе газораспределения, свечей зажигания, а также клапана, в то же время владельцы классических автомобилей с данными проблемами сталкиваются регулярно. Большинство электромобилей получили наивысшую оценку в области безопасности – вероятность возгорания не выше, чем в автомобилях с двигателем внутреннего сгорания. Притом последствия от возгорания в электромобилях будут гораздо менее опасными. Но все упирается в один большой минус, который связан с географическим положением наших стран. Дело в том, что работоспособность электромобилей снижается в условиях морозной погоды. Падает эффективность батарей: запас хода сокращается на 20-25%. Данная проблема решаема путем увеличения количества пунктов для зарядки электромобилей на дорогах по аналогии с автозаправочными станциями. Однако в целом надежда на то, что население массово перейдет на электромобили, пока невелика. Это возможно только путем снижения их стоимости. В этом плане нам может быть полезен опыт Запада, где государство поощряет использование гражданами данного вида транспортных средств, например, предоставляя им бесплатную парковку. Подготовил Кирилл Озимко