Войти в почту

Обрушение мостов в российских регионах: в чем причины и как с этим борются

МОСКВА, 12 дек - РИА Новости/Прайм. Эксперты видят причины череды обрушений мостов в России в изношенности инфраструктуры и нарушениях при эксплуатации. Власти регионов не исключают возможные ошибки при проектировании и отмечают, что отремонтировать все ветхие сооружения быстро не получится. В Минтрансе РФ, в свою очередь, заявляют, что приоритет при составлении программ реконструкции, капремонта и ремонта мостов - техническое состояние сооружения и его влияние на обеспечение безопасности дорожного движения. Обрушившийся в конце ноября мост в Воронежской области стал десятым по счету за два месяца. Этой осенью мосты падали в Амурской области, Приморском крае, ХМАО, Мордовии и Сочи. Возраст Одним из наиболее резонансных происшествий стало обрушение в Свободном в Амурской области пролетов 25-метрового виадука через главный путь Транссибирской магистрали, соединяющего центральную часть города с залинейной частью. Кадры городской камеры видеонаблюдения запечатлели картину, по колориту подходящую для блокбастера - пролеты моста рушатся прямо под колесами у проезжающего по нему грузовика. Водитель машины был госпитализирован с травмами, движение по Транссибу - приостановлено, по факту обрушения было возбуждено дело по статье "Халатность". По информации властей Свободного, виадук был построен в 1982 году. "Экспертизы судебно-строительные проводятся, в том числе выясняется грузоподъемность моста", - сообщил РИА Новости старший помощник руководителя СУСК РФ по Амурской области Алексей Лубинский. После ЧП в Свободном власти начали обследовать другие мосты в регионе, выяснилось, что небезопасен для движения еще один путепровод - во втором по численности городе Приамурья Белогорске. Он почти идентичен обрушившемуся в Свободном, ему почти 40 лет. В городе был введен режим ЧС. Сейчас на путепроводе в Белогорске ограничено движение грузового транспорта до 30 тонн, остановлены перевозки для муниципальных маршрутов и школьных автобусов. Как сообщила пресс-служба администрации Белогорска, "специалисты не исключают ошибки в проектировании сооружения, при обследовании выявлено отсутствие части арматуры". В промежуточном отчете по обследованию путепровода говорится, что опоры находятся в аварийном состоянии, в наиболее тяжелом состоянии - ригель третьей из шести опор, здесь трещины достигают 7 миллиметров. Перегруз Автомобильный мост у Осиновки в Приморье обрушился во время проезда по нему фуры 26 октября. Большегруз, который шел по мосту, придавил легковую машину, в ней погибли девушка и ребенок. МЧС сообщало, что, по предварительным причинам, фура и стала причиной обрушения моста. Врио губернатора Приморья Олег Кожемяко заявлял, что нагрузка на мост была превышена в 1,5 раза. Следователи возбудили уголовное дело в отношении водителя, он арестован. Ранее в октябре похожий случай произошел в Мордовии - обрушился мост через реку Ахматовка в Дубенском муниципальном районе. Дорожные знаки ограничивали массу автомобиля для проезда по мосту 20 тоннами. При этом, как свидетельствовали рассказы очевидцев и фотографии, на мосту в момент обрушения находился грузовой автомобиль, перевозивший песок, общим весом 52,84 тонны. Позже в министерстве строительства, транспорта и дорожного хозяйства республики Мордовия отметили, что, согласно расчетам, мост не был способен пропустить данный вид транспорта с указанной массой. "Исходя из вышеизложенного, сделан вывод, что обрушение моста произошло из-за превышения допустимой нагрузки на данное мостовое сооружение", - сообщили в ведомстве. Отношение перевозчиков Гендиректор ассоциации "РАДОР" Игорь Старыгин отмечает, что небрежное отношение перевозчиков к государственному имуществу и инфраструктуре - одна из причин обрушения мостов. "Есть утвержденные нормы и правила, в которых четко прописано, с какими нагрузками (на ось - ред.) можно передвигаться по автомобильным дорогам. К сожалению, процент нарушений очень большой. Возможно, это одна из причин этих происшествий", - говорит эксперт. По его мнению, необходимо усиление контроля за движением тяжеловесов по автодорогам. "Есть стационарные пункты весогабаритного контроля, есть передвижные, но их работу нельзя назвать эффективной. Без сотрудника ГИБДД это оборудование не может работать, а на каждом пункте контроля сотрудник ГИБДД не находится постоянно. Также такой пункт можно объехать. Выход из ситуации обозначен в рамках проекта БКД ("Безопасные и качественные дороги"- ред.) - это создание пунктов, которые бы работали в автоматическом режиме", - поясняет Старыгин, отмечая, что такие пункты и сейчас есть на федеральных и региональных дорогах, но их недостаточно. "Несколько лет назад специалисты Росавтодора посчитали ущерб, который наносят дорожному хозяйству тяжеловесы с перегрузом. Он сегодня в годовом выражении превышает возможности и федерального, и региональных дорожных фондов. Нет баланса - ущерб от разрушения дороги больше, чем объем средств, направляемый на содержание и ремонт дорог ежегодно. При такой динамике мы не можем добиться улучшения состояния дорог", - сетует глава "РАДОРа". ОТРЕМОНТИРОВАТЬ ВСЕ СРАЗУ НЕВОЗМОЖНО Приморские власти, в свою очередь, отмечают, что одна из причин обрушений - ветхость конструкций. По словам чиновников, они держат все сложные случаи на контроле, но отремонтировать одновременно все мосты невозможно. "В Приморском крае около 1,6 тысячи мостов. Большая часть из них построена около 50 лет назад, поэтому многие конструкции нуждаются в капитальном ремонте или замене. На это нужны большие деньги, и край ежегодно направляет средства на то, чтобы постепенно решать эти задачи. Сделать сразу все мосты, конечно, невозможно, но мы держим на контроле все сложные объекты", - говорит и.о. директора департамента транспорта и дорожного хозяйства Приморского края Виктор Свяченовский. По его словам, в этом году в крае отремонтировали три аварийных моста, почти завершено строительство еще трех: в Новолитовске, Крыловке и Кроуновке. Работа продолжится. "Мы готовим документы на вступление в программу министерства транспорта РФ, которая позволит получать дополнительные средства из федерального бюджета на ремонт и строительство мостов. По ней мы сможем строить в год около 10 новых конструкций взамен самых сложных и аварийных", - уточняет чиновник. ИНОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ Представитель Минтранса РФ, в свою очередь, отметил, что Росавтодор (подведомственное дорожное агентство) в своей деятельности применяет все доступные современные и инновационные методы при строительстве, реконструкции и ремонте мостовых искусственных сооружений. "Сегодня большинство проектов по мостам, будь то строительство и реконструкция, ремонт и капремонт, включают в себя современные и инновационные решения", - сказал собеседник агентства. В ведомстве отметили, что приоритет при составлении программ реконструкции, капремонта и ремонта мостов - техническое состояние сооружения и его влияние на обеспечение безопасности дорожного движения. "Также ведется работа по усовершенствованию нормативно-технической базы, в том числе, во-первых, создан каталог возможных дефектов конструктивных элементов мостовых сооружений, которые подлежат устранению по гарантийным обязательствам. Кроме того, выполняются научно-исследовательские работы по темам, обеспечивающим совершенствование, обновление и систематизацию отраслевой нормативной технической базы", - говорит представитель Минтранса. ДЕМОНТАЖ И РЕМОНТ В Терновском районе Воронежской области в ноябре обрушился мост, на котором велись ремонтные работы. На месте обрушения проводятся следственные действия, точные причины произошедшего станут известны по результатам экспертизы. Региональные власти после обрушения планируют дополнительно обследовать все мосты такой типовой конструкции в области. "Плановое обследование мостов и путепроводов, расположенных на сети автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Воронежской области, осуществляется два раза в год, в весенний и осенний периоды", - уточнили в пресс-службе областного правительства. В Нефтеюганском районе Ханты-Мансийского автономного округа 5 ноября обрушился находящийся на стадии демонтажа мост, с которого упали "Камаз" и кран. По информации правительства Югры, мост был полностью выведен из эксплуатации, его собирались демонтировать до 20 декабря. Предприятие "Мостострой-11", чей филиал занимался демонтажем объекта, сообщало, что причиной случившегося стала потеря вертикальной устойчивости балок, что привело к обрушению пролетного строения. После инцидента в правительстве Югры со ссылкой на окружной департамент дорожного хозяйства и транспорта сообщали, что в регионе утвержден план мер по предупреждению подобных ситуаций. В частности, он включает в себя контроль строительно-монтажных работ, проведение внеплановых инструктажей и проверок по соблюдению требований безопасности. Кроме того, по информации властей ХМАО, главам муниципалитетов были направлены рекомендации о проведении внепланового обследования мостовых переходов и путепроводов, расположенных на автодорогах местного значения. К этим мероприятиям в регионе приступили практически сразу после происшествия. ПАВОДОК Особая ситуация сложилась этой осенью в Краснодарском крае. В конце октября в результате циклона с обильными дождями был поврежден мост на автодороге Туапсе - Майкоп, а в Лазаревском районе Сочи из-за обрушения 20-метрового участка моста через реку Макопсе на дороге А-147 на несколько дней было нарушено сообщение с Туапсе. В ноябре под Адлером в селе Нижняя Шиловка частично обрушился автомобильный мост через реку Чахцуцыр. "По всем трем мостам причина одна - сильные паводки. Как-то предотвратить это было нельзя. Нарушений при проектировании, других каких-то нарушений там не было. И то один из них был не разрушен, а левая часть тротуарной дорожки обвалилась", - сообщили в министерстве транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края.