Войти в почту

Лысаков: планы поднять штрафы для водителей подогреют социальный котёл

Московское правительство, сразу после того, как увеличило тарифы на парковку в центре столицы, предложило увеличить до пяти тысяч рублей штраф за неоплату парковки. Инициатива, внесённая в Мосгордуму, стала ещё одним штрихом в целом пакете инициатив федеральных и региональных чиновников, направленных на ужесточение ответственности автомобилистов. Кому нужна такая политика и к чему она может привести, «Парламентской газете» рассказал первый зампред Комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Вячеслав Лысаков. — Вячеслав Иванович, примеру Москвы часто следуют другие регионы. В случае повышения штрафов за неоплату парковки может произойти то же самое? — Отмечу, что подорожание парковки никак не повысит безопасность на дорогах. Это чистая коммерциализация столичного пространства. И да, с Москвы берут пример другие регионы. Региональные власти заинтересованы, чтобы нарушителей было больше, потому что деньги со штрафов включаются в доходную часть бюджета. Но это же абсурд — чем больше нарушителей, тем больше рисков, тем больше аварий и смертей. Такой бизнес — это отвратительное явление, которое имеет место во всех регионах, а федеральная власть молча взирает на это, не делая ничего для пресечения этого абсурда. А если оценивать тактику и стратегию правительства Москвы, то она одна — в столице идёт самый настоящий геноцид автомобилистов. Начиная от тротуаров размером с футбольное поле, по которым никто не ходит, кончая велодорожками в центре Москвы, по которым мало кто ездит — я езжу каждый день и вижу. А всё это сужает дороги и увеличивает пробки. То есть в Москве автомобилистов пытаются просто уничтожить как класс. Но мы же видели, какие пробки происходят в метро в час пик — а представьте, что будет, если туда спустится ещё три миллиона автомобилистов. Транспортная политика Москвы разработана американской компанией McKinsey, которая тесно связана с разведывательными организациями США. Сотни миллионов рублей заплачено за эту транспортную стратегию, и туда уже интегрированы зёрна социального протеста. — За последнее время прозвучало много идей по ужесточению штрафной политики в отношении автомобилистов. Как вы относитесь к этому процессу? — Я это называю предновогодним чиновничьим психозом. Была целая серия инициатив по увеличению штрафов и отмене различных льгот. И это не просто предложения. Правительственная комиссия по обеспечению безопасности дорожного движения, возглавляемая вице-премьером Максимом Акимовым, уже дала поручения готовить предложения к февралю-марту. И ряд инициатив совершенно необоснованы. При этом в составе этой комиссии нет ни одного представителя высшей законодательной власти — ни из профильного комитета Госдумы, ни из профильного комитета Совета Федерации. Каким образом Правительство обсуждает вопросы законодательного обеспечения дорожной безопасности без представителей высшей законодательной и высшей представительной власти? Это абсолютный нонсенс. Это уже говорит о качественном составе и результатах работы этой комиссии. — Какие поручения комиссии вы имеете в виду? — Во-первых — о повышении штрафов за неправильную стоянку и парковку. Во-вторых, о повышении штрафов за непропуск пешеходов. Это в принципе не выдерживает критики, ведь за последние годы мы дважды повышали этот штраф. Последний раз — в прошлом году, это были правительственные поправки. И когда я докладывал от своего комитета, я сказал, что они могут сыграть роковую роль, что количество наездов на пешеходов только увеличится. Ведь пешеходы относятся крайне легкомысленно к переходу улицы, а видя постоянный рост штрафов для водителей, они будут уверены, что государство их защищает. На «зебре», действительно, правы пешеходы, но перед тем, как выйти на дорогу, нужно же убедиться в безопасности, и если машина рядом, то нельзя выходить на дорогу, потому что есть такое понятие, как тормозной путь… Социальная реакция на такие предложения, если они будут приняты, будет одна — правовой нигилизм. Третье необоснованное предложение — повысить штрафы за превышение скоростного режима. И наконец, самое резонансное — отменить ненаказуемый скоростной порог в 20 км/ч. Когда мы его вводили (я автор этой поправки), мы учитывали сложность обжалования административных штрафов и многое другое. Когда люди получают штрафы за превышение скорости от 20 до 40 км/ч — практически ни у кого не возникает сомнений, что они не правы, и что нужно платить штраф. И платят сразу же. — Этому способствует 50-процентная скидка за своевременную оплату? — Сегодня 80 процентов водителей оплачивают штрафы досрочно. Но теперь и эту практику хотят отменить. Вот недавно мы услышали высказывание президента Татарстана Рустама Минниханова, который назвал эту меру популистской и предложил отказаться от неё. — Почему вы против всех этих предложений? — Потому что все они имеют крайне негативный общественный резонанс. Социальная реакция на такие предложения, если они будут приняты, будет одна — правовой нигилизм. Многие вообще перестанут платить штрафы. Возрастёт нагрузка на судебную систему, на ГАИ, потому что кто-то начнёт обжаловать штрафы. Многократно возрастёт нагрузка на службу судебных приставов, которые и так задыхаются от объёма работы. Они обрабатывают более 100 миллионов штрафов, и большая часть из них — водительские. Кроме того, это же влечёт определённые затраты бюджета: взыскание минимального штрафа стоит не менее 500 рублей. Это всё Минниханов не посчитал, его помощники не догадались ему об этом подсказать. Поэтому вся эта цепочка предложений — серьёзный удар по зыбкой социальной стабильности. Сейчас и так есть дестабилизирующие факторы, например, изменения пенсионной системы, повышение цен на топливо, повышение стоимости ЖКХ и так далее. Всё это вызывает естественный негатив у граждан. А сейчас предлагается добавить к этому ещё и меры против самой мобильной и образованной части — автомобилистов. Причём ведь начальник ГАИ Михаил Черников недавно едва ли не клялся, что не будет никаких изменений, что ПДД трогать не будем, людям надо привыкнуть…. И вдруг поступают такие предложения. — По-вашему, какая политика по повышению безопасности на дорогах должна быть? — Надо провести глобальную ревизию улично-дорожной сети. Поднять скоростной режим на федеральных трассах — 90 км/ч было установлено 20-30 лет назад, сейчас уже дороги совершенно другие. Это сознательное снижение скоростного режима, чтобы люди его нарушали. Немотивированную установку знаков, резко ограничивающих движение на трассах, ничем, кроме как кормушкой чиновников, назвать нельзя. Сначала нужно навести порядок на дорогах, а потом уже заниматься ответственностью водителей. Такая коммерциализация организации безопасности движения — тотальная, она идёт по всей стране. Это не забота о безопасности. Это забота о наполнении региональных бюджетов, очередная попытка залезть в карман автомобилистов. Так что сначала нужно навести порядок на дорогах, а потом уже заниматься ответственностью водителей, причём это должно быть подкреплено статистикой, анализом и так далее. А просто, ни с того ни с сего принимать меры репрессивного характера — это значит просто подогревать социальный котёл. — Безрадостная картина. Как же можно этому всему противостоять? — Противостоять этому может гражданская активность, которой у нас нет. И здравый смысл в депутатском корпусе и Правительстве. Но, к сожалению, пока у бюрократии в первую очередь находят отклик самые простые предложения — закрыть, запретить, оштрафовать. Если придут такие законодательные предложения — будет пытаться объяснить коллегам. Я со своей стороны буду пытаться объяснить, что нам нельзя поддерживать абсолютно всё, что предлагает Правительство или регионы. Всё требует осмысления и анализа, в том числе социальных последствий. Тем более что никаких аналитических обоснований для предложений по ужесточению ответственности для автомобилистов не вижу.