Ещё

На Урале устранят недостатки системы весогабаритного контроля 

На Урале устранят недостатки системы весогабаритного контроля
Фото: Российская Газета
Нельзя сказать, что транспортная отрасль ждет этого спокойно. Опыт 2016-2017 годов показывает: нет гарантии корректной работы весов, а оповещение водителей происходит с серьезным опозданием — иногда от трех часов до двух суток. Более того, за один рейс можно проехать несколько АПВГК и, соответственно, многократно попасть в число нарушителей за одно и то же прегрешение.
Узнать вовремя
— Приказ № 119  от 29 марта 2018 года рекомендует укомплектовывать автоматизированные пункты контроля техническими средствами оповещения, но без уточнения, какими именно. В Свердловской области решили доводить информацию с помощью СМС, что, с нашей точки зрения, не отвечает требованиям безопасности дорожного движения и не позволяет узнать о перегрузе вовремя. Мы предлагаем установить на расстоянии 100-1000 метров от АПВГК электронные табло, показывающие, какие зафиксированы нарушения. Подобный опыт имеется в Псковской, Вологодской областях, Сыктывкаре, Калининграде, — говорит Александр Салаутин, руководитель филиала Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) в УрФО. — Также нужно организовать рядом с АПВГК площадки для оперативного устранения перегруза, чтобы не допускать дальнейшего разрушения дорог.
Как только оборудование перевели из тестового режима в рабочий, предприниматели завалили жалобами бизнес-омбудсмена
"РГ" уже обращалась к этой теме ("Репутация на весах", «Экономика УрФО» от 26.09.18). Напомним, три автоматических пункта взвешивания транспорта в Свердловской области появились в конце 2017 года. Как только оборудование перевели из тестового режима в рабочий, предприниматели завалили жалобами бизнес-омбудсмена. Пришлось даже создать специальную рабочую группу. Проанализировав ситуацию, она пришла к выводу, что весы работают некорректно. Кроме того, много претензий было высказано к системе информирования перевозчиков.
По сути, и владельцы машин, и водители лишены правовой защиты (уведомления приходят, когда штраф уже наложен). Бизнес считает, что необходимо на законодательном уровне прописать обязанность проводить административные расследования после получения данных с АПВГК, чтобы было понятно, на ком конкретно лежит ответственность за нарушения: на водителе, перевозчике, грузоотправителе. Последние зачастую остаются в стороне, хотя многие из них не допускают к погрузке никого, кроме своего персонала, а статические весы имеют единицы промпредприятий и всего один из пяти контейнерных терминалов в Екатеринбурге.
Еще один парадокс сложившейся системы — нельзя привлечь к ответственности иностранных перевозчиков (базы надзорных органов России и зарубежья не соответствуют друг другу), а также российских нелегалов, которые пытаются обмануть рамки замазанными, заклеенными номерами. Все это порождает разговоры о нездоровой конкуренции в отрасли. Взять хотя бы один ее сегмент — перевозку стройматериалов.
— Добросовестный предприниматель, чей самосвал загружен на 91-92 процента, получает штраф минимум на 150 тысяч рублей, потому что при движении произошло смещение груза, а недобросовестный заполнил кузов на 150 процентов — и никаких наказаний. Было бы правильно вообще отменить штрафы за превышение осевых нагрузок для сыпучих материалов, — возмущается , руководитель представительства ассоциации «ГРУЗАВТОТРАНС» в Екатеринбурге.
Критикуя, предлагай
Предложений у бизнеса несколько, адресованы они Минтрансу РФ, , бизнес-омбудсмену . В частности, высказана мысль, что необходимо предоставить регионам право выдавать спецразрешения на перевозку делимых грузов по региональным и межмуниципальным дорогам. Это позволит сохранить бизнес владельцам одиночных трех-четырехосных самосвалов китайского производства, которые сейчас неконкурентоспособны. Между тем ими доставлять некоторые материалы значительно выгоднее и удобнее. Ответственность за получение спецразрешения предлагается возложить на заказчиков: можно будет отследить законность происхождения стройматериала, привлечь к работе легальные компании, что принесет дополнительные отчисления в бюджет области.
Впрочем, с другими грузами тоже возникают проблемы при контроле. Как рассказала гендиректор компании «Автоколонна 1212» , по действующему законодательству содержимое контейнера считается делимым, то есть получить спецразрешение на его перевозку нельзя. С другой стороны, перевозчик не может вскрыть пломбу и удалить что-то при перегрузе — собственник это не согласует. Необходимо менять правовую базу, чтобы уравнять требования к контейнерным перевозкам по железной дороге и на машинах, иначе последние скоро исчезнут как вид.
Заметим, что существенная часть инициатив касается именно федеральных норм.
— В КоАП введен особый порядок привлечения к административной ответственности, фактически отменяющий презумпцию невиновности, если нарушение зафиксировано автоматически — датчиками. На мой взгляд, это противоречит конституционному праву на равенство всех перед законом, — рассуждает свердловский бизнес-омбудсмен Елена Артюх. — За незначительное превышение весогабаритов можно вообще не наказывать. До 2011 года за первичное нарушение выносили только предупреждение.
Особый порядок привлечения к ответственности, если нарушение зафиксировано автоматически, противоречит конституционному праву на равенство всех перед законом
А вот региональному минтрансу предлагается активнее использовать свои полномочия.
— Отсутствие конкретных указаний в приказе Минтранса РФ этому не мешает. Параметры взвешивания должны быть едины на всей территории страны, но степень удобства инфраструктуры можно повышать. Скажем, почему водитель должен искать данные о нарушениях на сайтах разных управлений автодорог, если маршрут пролегает от Калининграда до Екатеринбурга? Не проще ли создать на едином федеральном портале «личные кабинеты» грузоперевозчиков? — предлагает Артюх.
Точка или запятая
Как объяснил замминистра транспорта и дорожного хозяйства Свердловской области Денис Чегаев, электронное табло — не панацея. В сложных погодных условиях при интенсивном движении непросто разглядеть, что на нем написано, придется сбрасывать скорость до 20-30 километров в час, что создаст сложности для других машин. Летящие из-под колес камни могут повредить электронное оборудование, так что СМС-информирование — более эффективный и безопасный инструмент.
— Безусловно, точка в этом вопросе еще не поставлена. Мы принимаем замечания предпринимателей, будем систему улучшать, — заверил чиновник.
Определенные подвижки уже произошли: так, после проверки Росстандарта два АПВГК на Среднем Урале закрыли по предписанию, чтобы отладить весы. Кроме того, на подъезде к пунктам взвешивания появились желтые предупреждающие щиты. К сожалению, отменять штрафы, выписанные в тот период, когда весы работали с большой погрешностью, пока никто не готов.
Компетентно
, заместитель начальника Уральского межрегионального управления государственного автодорожного надзора:
— Только объединив сведения, полученные из контрольных пунктов , АПВГК, системы «Платон» и о выданных спецразрешениях в единую информсистему, можно достичь прозрачности и открытости процесса перевозок. Мы поддерживаем позицию профсообщества: должна быть не просто поставлена рамка с фото— и видеофиксацией, а создана система, которая позволяет водителю увидеть свои нарушения. Он должен быть оповещен о том, что дальнейшее движение запрещено, значит, поблизости необходимо организовать расширение дороги, участок для отдыха или другие площадки, где можно поставить грузовик.
Видео дня. Зачем страховщикам новые коэффициенты ОСАГО
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео