Столичный рынок не допустит роста цен на хлеб
Один из крупных столичных производителей хлеба заявил о том, что в Москве в этом году подорожают хлебобулочные изделия. «ВМ» выяснила, есть ли к этому предпосылки. По словам вице-президента Российского зернового союза Александра Корбута, все факторы, которые способствуют росту цен, были учтены производителями еще в прошлом году. В числе этих факторов: повышение налога на добавленную стоимость, подорожание топлива, муки — все это уже заложено производителями в нынешние цены. — К тому же вопрос к хлебопекарному предприятию: речь идет об отпускных оптовых ценах или о тех, которые увидят покупатели в магазине. Это принципиальный момент, ведь торговые сети будут делать все, чтобы не снижать обороты продаж и удерживать людей, — заявил Александр Корбут. — Поэтому можно говорить о том, что крупные игроки в сфере ретейла легко согласятся с повышением отпускных цен. К тому же, по словам эксперта, нужно не забывать и о простой конкуренции. На сегодняшний день треть объемов хлебной продукции выпускают частные пекарни, другую треть — пекарни сетевых магазинов. По данным Росстата, по итогам прошлого года в среднем хлеб подорожал на немногим более 4 процента — этот показатель находится в пределах инфляции. — В этих цифрах нет ничего сверхъестественного — на такой процент растет цена на хлебобулочные изделия каждый год, — уточнил Александр Корбут. — Это совершенно рутинная ситуация, хоть и неприятная для покупателя. Он также отметил и тот факт, что производители могут переложить бремя роста цен на потребителей с более высокими требованиями. Иными словами, совсем уж недорогой продукции, которую приобретают социально незащищенные слои населения, рост цен если и затронет, то весьма незначительно. С тем, что предпосылок к повышению цен в рознице нет, согласен и президент Российской гильдии пекарей и кондитеров Юрий Кацнельсон. — Надо понимать, что крупные товаропроизводители самостоятельно не продают свою продукцию, они реализуют ее оптом, а покупателями являются торговые сети. А у ретейлеров всегда есть выбор поставщиков, — пояснил Кацнельсон. — Розница всегда изучает конъюнктуру рынка, цены, покупательские предпочтения, к тому же предложения по хлебобулочным изделиям сегодня в Москве превышают спрос. Все это, по словам эксперта, делает эту сферу очень конкурентной. Поэтому говорить о повышении цен в этом сегменте несколько неправильно — конкуренция столь высокая, что на место одного поставщика, повысившего цены, тут же придет несколько других, стоимость продукции которых ниже. Кацнельсон подчеркнул, что заявление крупного производителя хлебобулочных изделий — некий шантаж. В структуре крупного ретейла хлеб занимает весьма небольшую долю, он там просто должен быть и в достаточном ассортименте, но не с точки зрения экономики продавца. — Нужно учитывать еще и тот факт, что в столице работает много небольших пекарен. И они вопросы повышения цен вообще не поднимают, — подчеркнул президент Российской гильдии пекарей и кондитеров. — Они чувствуют покупательскую способность, и если в какой-то момент их продукция становится не по карману, они снижают цены. К тому же нужно понимать, что на столичный рынок хлебобулочные изделия привозят производители из других регионов России, а также из Белоруссии. Доля привозного хлеба в Москве составляет не менее 35 процентов. Рынок довольно насыщен разнообразной продукцией. Но чтобы цены были еще ниже, конкуренция должна быть сильнее. ПРЯМАЯ РЕЧЬ Алексей Гордеев, заместитель Председателя Правительства РФ: — Важнее всего обеспечить долгосрочную стабилизацию цен на так называемые социальные виды хлеба — буханку и батон, которые пользуются повышенным спросом у малоимущих граждан. Это является главной задачей руководителей регионов. При этом по качеству такой хлеб не должен уступать продукции массового спроса. Руководителям профильных министерств и ведомств, а также властям регионов поручено своевременно формировать зерновые запасы для поддержания цен на социально значимые продукты и стабилизации ситуации со стоимостью хлеба. Вопросы, связанные с ситуацией на этом рынке, регулярно обсуждаются с представителями сообщества изготовителей хлебобулочных изделий и вырабатываются общие меры.