Войти в почту

Железные кони Ирбита

Именно благодаря большой коллекции главного конструктора, собранной за 60 лет существования завода, и был в 2004 году открыт Ирбитский музей мотоциклов. В нем насчитывается порядка 120 экземпляров. В музее можно увидеть мототехнику не только тяжелого класса 40-х годов, но и много зарубежных моделей до 1989 года выпуска. Таким образом, в музее прослеживается развитие мирового и отечественного мотопрома за все время существования. Фото: nashural.ru Сегодня музей уже не имеет отношения к заводу и существует как отдельная организация. У входа на взмывающим вверх триколоре красуется ирбисткий "чопер" — праправнук выпущенного когда-то советскими инженерами М72. Надо сказать, история отечественного мотостроения началась с того, что мотоциклами решили снабдить советскую армию. Транспорт этот был тогда в ходу у немцев и американцев. За основу был взят BMW R-71, как самый мощный и быстрый по тем временам мотоцикл. По некоторым данным, силами советской разведки было выкуплено через подставных лиц порядка 12 моделей и все они были привезены в Москву для детального изучения. В 1941 году московский мотоциклетный завод подарил миру М-72, он был мощнее и маневренней своего старшего зарубежного брата. На него можно было крепить пулемет или коляску для пассажира. Выпускали первый советский мотоцикл до 1955 года. В музее сохранился экземпляр BMW R-71, он является национальным достоянием России и Памятником науки и техники I категории, поскольку является единственным из пяти, доставленных в 1940 году, в Москву для изучения конструкции. Еще одна модель, которая носит первую категорию памятника науки и техники является экспериментальный армейский мотоцикл И-7Д, выпущенный в 1951 году. Среди иностранных моделей в музее можно наблюдать легендарный Harley-Davidson WLA-42 и английский Royal Enfield J немецкий NSU-601 OSL, Zundapp-K500 и баварский R-75. Последний так же послужил советским инженерам в качестве образца для копирования технических характеристик. Фото: drive2.ru После войны в 1961 году был выпущен М-62. Новый дизайн, усовершенствованная коробка передач, автоматическое опережение зажигания и другие нововведения сделали эту модель удобной для гражданских и военных нужд. В музее много штучных моделей, они собирались либо в качестве экспериментальных, либо на заказ. Так, например, модели М-65 и М-73 интересны своим необычным дизайном. Еще одни представленные в единственном числе — ИМЗ-8.1231 "Соло-Классик" и юбилейный-трёхмиллионный мотоцикл ИМЗ-8-103-40 "Турист", выпущенный в 93 году. Фото: drive2.ru Одной из интересных моделей является ИМЗ-8.123 "Цирк", который сделали по заказу Юрия Никулина для циркового аттракциона. Для сотрудников министерства внутренних дел представлена модель ИМЗ-8.123 "Гель". Всего ирбитскими изобретателями было получено несколько десятков авторских свидетельств по разработке, как целых моделей, так и отдельных запчастей. Отдельное внимание заслуживает экспозиция гоночных моделей. А два стенда увешанные различными наградами и кубками говорят о том, что ирбитские гонщики показывали в советское время отличные результаты. Сегодня в музее можно увидеть такие легендарные модели как: М-52С (1961), С-51 (1961), "Стрела-1" (1969) и "Кросс-1000" (1981). Все гоночные модели выпускались исключительно малыми партиями и по специальным заказам. При заводе работала гоночная команда, которая испытывала модели и детская спортивная мотошкола, где воспитывались будущие чемпионы. Безмолвным свидетелем некогда громких побед является модель ИМЗ 8.103-10 Гиннесс. Именно этот мотоцикл несколько раз попадал в книгу рекордов Гиннеса в различных международных круговых заездах. Фото: drive2.ru Для любителей городских заездов были созданы "чопперы": ИМЗ-8.1234 "Вояж", ИМЗ-8.1230 "Кобра" и ИМЗ-8.1237 "Волк". Но, увы, у байкеров модели не пользовались спросом и многие из них так и не узнали вкус асфальта. Ирбитский музей мотоциклов ждет своих гостей ежедневно, кроме воскресенья и понедельника с 9:00 до 17:00.

Железные кони Ирбита
© Ревизор.ru