Ещё

Беспилотники: дизайн, куда мы на них приедем и где найдут работу тюнеры и таксисты? 

Фото: Car.ru
Что такое автопилот, и с чем его едят
Уолт Дисней как-то сказал, что, если можешь что-то представить, то можешь этого добиться. С человечеством в целом, а не с отдельным индивидом, это вроде бы работает. Это относится и к беспилотникам, к которым технологии тянутся шаг за шагом, начиная с систем предупреждения о внештатных ситуациях и заканчивая возможностью контроля электронным «мозгом» всех систем автомобиля: двигателя, рулевого управления, тормозов. Этапами на пути к автопилоту можно назвать круиз-контроль, систему автоматической парковки, подруливание в пределах занимаемой полосы.
Вообще, автоматизация, согласно классификации SAE (ассоциации автомобильных инженеров), делится на 6 уровней:
Уровень 0 не предусматривает возможности какого-либо контроля автомобиля, но допускает присутствие системы уведомлений. Иначе говоря, управление полностью возложено на человека.
Уровень 1 даёт водителю определённую помощь в управлении. Здесь возможно присутствие адаптивного круиз-контроля, автоматической системы парковки и системы предупреждения о сходе с полосы.
Уровень 2 означает, что система управляет сама (удерживает курс и ускоряется или замедляется), но водитель должен держать руки на руле и всегда быть готов «помочь», если она не справится. Такую систему можно отключить.
Уровень 3 — водителю можно не контролировать движение по, например, автобанам, но при этом может возникнуть нужда вмешаться в управление.
Уровень 4 уже ближе подходит к понятию автономности, так как он не обязывает водителя следить за ситуацией, но всё ещё требует его присутствия.
Уровень 5, он же максимальный, как несложно догадаться, вообще не требует от человека (которого уже сложно назвать водителем) никакого вмешательства. Активировал систему, ввёл пункт назначения — и свободен. Ни загородное, ни городское движение не должно вызвать никаких проблем у такого автопилота. И даже в плохую погоду или без разметки машина обязана двигаться не менее мастерски, чем под управлением живого опытного водителя.
Как это работает? Рассмотрим на примере робомобиля на базе Toyota Prius от всемирно известного поисковика. В состав системы входят лидар (лазерный дальномер, с помощью которого генерируется карта окружающей местности), радары (определяют расстояния посредством радиоволн), GPS-приемник, благодаря которому определяются координаты машины, видеокамера для распознания сигналов светофора и находящихся на небольшом расстоянии объектов, а также «мозг» автопилота. Лидар вступает в действие первым, рисуя карту местности, а компьютер соединяет полученные данные с Гугл-картами для правильного следования по маршруту и соблюдения ПДД. Затем оценивается дорожная ситуация, исходя из сигналов камеры, радаров и датчиков. После перечисленных процессов прокладывается путь автомобиля, конечно, при этом принимаются во внимание траектории окружающей техники, сигналы регулировщиков и вообще полицейских, передвижение пешеходов, состояние дорожного полотна и так далее. Кроме того, система постоянно совершенствуется благодаря доступу к базе данных, полученных от всех беспилотников, и корректировкам, вносимым людьми. К примеру, изначально «роботы» останавливались, лишь завидев человека поблизости, даже если тот и не собирался переходить дорогу. Специалисты решили, что вернее будет немного притормаживать, а останавливаться уже при крайней необходимости. Затем беспилотник научили сигналить. А в будущем предусматривается синхронизация с ежедневником для запоминания регулярных маршрутов. Таким образом, не придётся каждый день вводить адреса работы и дома. Компьютер и сам будет это помнить.
Первый закон робототехники
На данный момент коммерческие образцы автопилотов достигают максимум второго уровня. И наиболее успешно испытания американского института IIHS (страхового института дорожной безопасности) прошла Tesla Model 3. Это неудивительно, учитывая, как усердно Илон Маск всегда занимался исследованием и внедрением новых технологий.
И, несмотря на его компетентность в вопросе, он всё-таки не избежал критики после своего высказывания о вероятном запрете допуска людей к управлению техникой, которым увенчается распространение машин высшего уровня автономности. А ведь он, скорее всего, прав. Специалисты отмечают, что даже нынешние «помощники водителя» и автопилоты способны существенно повысить безопасность на дорогах, конечно, при условии их массового распространения. А уж полностью роботизированные автомобили наверняка станут гораздо более безаварийными водителями, чем люди. Они не засмотрятся на прохожих, они не заснут из-за того, что вчера посмотрели пару лишних серий любимого сериала, они, наконец, не подвержены всплескам ярости и других эмоций. Роботы не причинят вред человеку, прямо как завещал Айзек Азимов в своём первом законе робототехники. Люди просто будут доезжать от одной точки до другой.
И это находка для государств. Никто не хочет терпеть постоянные убытки от смерти порядка миллиона человек ежегодно по всей планете. Согласно исследованиям, повсеместное распространение беспилотников может помочь избежать 90% аварий! Поэтому сильные мира сего определённо ухватятся за эту «соломинку». Тем более, робомобили вполне могут «договориться» между собой без светофоров, а это дополнительная экономия.
Эмоциональный фон И тут мы упираемся в другой аспект. Да, это безопасно. Но разве только безопасности ради люди ездят на автомобилях? Нет. Многие получают удовольствие от управления «железным конём», которого не дождёшься, когда тебя просто везут. Это как ехать пассажиром на чужой машине или автобусе. То есть относиться к таким аппаратам люди явно станут по-другому. Не так, как к «ласточке», которая не только утилитарное средство передвижения. В которую приятно сесть, придавить педаль газа, проходить повороты… Ты хозяин, ты ей управляешь, чувствуешь власть и, вместе с тем, некую зависимость. Тебе хочется снова и снова возвращаться к ней. И когда оставляешь её на парковке или в гараже, обязательно оглянешься. И пусть она не всегда доставляет лишь положительные эмоции (кушает дорогой бензин, требует обслуживания, иногда ломается), но она их доставляет! Она живая! А автопилот что? Сел, посидел внутри, пока он тебя безопасно и нудно везёт, приехал, без сожаления вышел и ушёл не оглядываясь. Скукотища!
Встречают по одёжке
Да и выглядеть такой транспорт в конечном итоге станет несколько иначе. Сейчас «робомашины» выглядят как обычные, так как основаны на обычных и всё ещё нуждаются в присутствии водителя, которого ещё надо разместить в соответствии с законами эргономики. Соответственно, пока автопилоты не «прокачались» до уровней, где человек за рулём не нужен, внешний вид принципиально не поменяется. А вот дальше… Приоритетным станет скорее рациональное использование пространства, что будет подстёгиваться и дальнейшим уплотнением населения. В результате, вероятнее всего, будем иметь «коробочки», довольно компактные снаружи и просторные изнутри. И очень похожие между собой, как нынешние смартфоны. Даже сейчас, когда машины не настолько безлики, многие стремятся к тому, чтобы выделить свою среди других при помощи тюнинга. А что будет дальше? Уж не отомрёт ли эта отрасль?
«На мой взгляд, дизайн беспилотных автомобилей будет подчинен главному потребительскому качеству — безопасное, комфортное перемещение пассажира из пункта А в пункт Б. И даже если дизайн беспилотника будет отличаться коренным образом от того, к чему мы привыкли сейчас, покупатель привыкнет к новому облику и отсутствию водителя очень быстро, — делится мнением бывший ВАЗовец Владимир Ярцев, создатель дизайна «десятки» ВАЗ-2110, ныне перебравшийся за рубеж и основавший собственную дизайн-студию Yartsev Design, — Считаю, что в капотной компоновке автомобилей будущего нет смысла — у них другая функция. Ведь никто не пытался придать дирижаблю вид бомбардировщика. Повторюсь, что беспилотник — это больше не автомобиль от слова «мобильный». Вряд ли кто-то будет его использовать для поездки по грибы и ягоды в непроходимые леса или устраивать ралли — другое предназначение. И задача дизайнеров будет заключаться в том, чтобы предоставить все возможные удобства, функции, гаджеты и тому подобное, чтобы у потребителя не возникало желания что-то глобально менять. Чем оптимальнее дизайн, тем меньше необходимость в его улучшении, но мы должны понимать и другую сторону: совершенствование любого индустриального изделия не имеет предела — всегда можно что-то улучшить. Стоит оговориться, что тюнинг будет возможен, если беспилотники будут частными, то есть личными транспортными средствами. Если же такое транспортное средство будет сдаваться в лизинг или, что мне представляется совершенно реальным, государственные или частные компании будут приобретать и предоставлять услуги по использованию беспилотников всем желающим — думаю, что в этих случаях доступ тюнинговых компаний к этим транспортным средствам будет ограничен».
Бескапотную «капсулу» в качестве автомобиля будущего видит и Алексей Яновский, основатель и руководитель международного тюнинг-ателье LARTE Design. Вместе с тем, он сохраняет оптимизм по поводу судьбы тюнинга. «Если присмотреться внимательно, то и в настоящее время мы можем наблюдать обезличивание в автомобильном дизайне: есть основная модель, которая задаёт тон всей линейке бренда — это концепция, дизайнерская философия. И отчасти это побуждает владельца автомобиля задумываться об индивидуализации, обращаться к специалистам компаний, предлагающих решения, способные преобразить внешность, сделать её максимально непохожей на другие. Поэтому, несмотря на изменение форм автомобилей будущего, тюнинг будет востребован, тем более что технологии тюнинга не стоят на месте, появляются новые материалы, расширяется спектр возможностей существующих».
Словом, машины изменятся, а тюнинг как отрасль останется, только наверняка подстроится под реалии. Если сейчас, когда автомобиль вызывает эмоции, желание давить на газ, тормоз, активно проходить повороты, изменения чаще всего направлены на подчёркивание некоей спортивности, агрессивности, то в новой эре преобладать, скорее всего, станут более широкий выбор цветовых схем окраски кузова и внутренний тюнинг, направленный на достижение уюта. Своего рода квартира, но на колёсах.
Раздел имущества
Существует также мнение, что понятие личного автомобиля канет в Лету. И оно не лишено оснований. Со стороны руководителей стран запрет не только на вождение, но и на владение и внесение каких-либо технических доработок выглядит вполне логичным. Ведь так будет ещё безопаснее. А у кого руки чешутся, пусть прикладывают их в другом месте. Резьба по дереву, оригами, лепка из пластилина. Да пусть крестиком вышивают, в конце концов. Кроме того, в свете наступающей глобализации и унификации всего и вся автомобили рискуют стать абсолютно одинаковыми по технике, различающимися внешне лишь настолько, чтобы отличать, например, BMW от Mercedes.
Проблемы?
Конечно, на данный момент автопилоты далеко не совершенны. На тестировании систем второго уровня большинство «испытуемых» то там, то здесь не справлялись с задачами. BMW, Mercedes, Volvo не воспринимали неподвижное препятствие, открывавшееся после перестроения впереди едущего автомобиля в другую полосу. Tesla, несмотря на то, что была признана лучшей, тоже «со странностями». Машина впадает в другую крайность — замедляется перед препятствием, которое даже и не обязательно существует. Эксперты справедливо рассудили, что срабатывание автоматического торможения, когда не надо, лучше, чем несрабатывание, когда надо, и назвали лучшей пусть и неидеальную, но выгодно выделяющуюся на фоне соперников Tesla Model 3.
Однако сейчас уже испытываются более продвинутые машины. В числе компаний, проводящих тесты, Google, Uber, Яндекс и даже КамАЗ. Естественно, не всё проходит гладко. Иногда виновна именно электроника, а иногда окружающие люди. Первый вариант — робомобиль Uber, совершивший наезд на велосипедистку, пересекавшую дорогу. При проверке оказалось, что «электронный мозг» попросту не среагировал. Неизвестно, связано это с тем, что переход был в неположенном месте,
или же система в любом случае сбила бы человека, но факт остаётся фактом: виноват автопилот. А вот инцидентов с виной живых водителей больше. «Благодаря» неумелым действиям окружающих в ДТП попадали «роботы» от Google, Navya Arma. Tesla и здесь отличилась. Её владелец напрасно понадеялся на автопилот, который «привёз» его в пожарную машину. Как так произошло, и кто виноват — вопросы, так и оставшиеся без ответа.
Однако не стоит слишком пугаться растущего числа сообщений об авариях с участием «робомобилей». Больше определённого транспорта (в нашем случае автопилотируемых машин) — больше ДТП с их участием, всё логично. А вот дальше должна пойти обратная тенденция: с убылью числа людей за рулём убывать будет и число дорожных инцидентов, ведь уже сейчас видно, что чаще люди мешают безаварийному движению беспилотников, а не сами «разумные автомобили». Постепенное совершенствование искусственного интеллекта такого транспорта также внесёт свой вклад в радужную статистику, минимизируя количество случаев, подобных встрече Uber и велосипедистки.
Кроме необходимости правильно воспринимать любые дорожные ситуации и реагировать на них автопилотам ещё только предстоит научиться работать при любой погоде (то, что он работает хорошо где-нибудь в Майами, совсем не означает, что он будет так же хорошо адаптироваться к зимней погоде в Саратове, где ещё и разметку днём с огнём не сыщешь), обзавестись защитой от взлома (полного оберега от хакеров, понятное дело, быть не может, но озаботиться проблемой надо). Сложно. Пожалуй, лучший вариант водителя — опытный, безэмоциональный и неутомимый человек. Только человека не сделаешь безэмоциональным и неутомимым, а роботы уже такие. Ещё опыта наберутся, и будет совсем хорошо.
Большой брат
Сейчас у многих есть видеорегистраторы, благодаря которым можно не только определить виновника ДТП, но и поймать на камеру друге события, происходящие вокруг. Ограбление магазина, беспредел, который устраивают широкие дяди с умными лицами и при галстуках, а иногда и забавные истории, которые потом моментально разлетаются по интернету. А автопилотируемые машины с ног до головы увешаны камерами, радарами и датчиками, которые позволят обнаруживать важные события ещё эффективнее, тем более когда будут почти у каждого. Это хорошо. Но не всё так однозначно. Возможности беспилотников открывают огромный простор для слежки, что нравится далеко не всем. Корпорации смогут узнать о каждом человеке ещё больше, чем сейчас. Словом, конец остаткам частной жизни.
Прощай, профессия таксиста
Uber уже отчитался, что поездка на беспилотном такси может стать дешевле. А на беспилотном электрическом такси даже доступнее, чем проезд в общественном транспорте. Это, естественно, хорошо. Но, во-первых, это лишит работы, без преувеличения, миллионы людей, во-вторых, в Uber, видимо, не учли, что на автобусах тоже вряд ли останутся живые водители. Соответственно, наиболее вероятным вариантом выглядит удешевление и такси, и общественного транспорта. Но только не в России. У нас, скорее всего, цены и вовсе поднимут, мотивируя крутостью новых технологий.
Здравствуй, новый мир Беспилотные автомобили рано или поздно получат повсеместное распространение, и мы никуда от этого не денемся. Плюсы этой тенденции налицо: снижение количества аварий и, соответственно, смертей в них, а также экономия денег на ликвидации последствий этих аварий и (для владельцев бизнесов) оплате труда водителей. И никого не будет волновать, что кто-то там когда-то получал удовольствие от вождения. Наверное, старшее на тот момент поколение будет отрываться на компьютерных играх, где всё ещё можно будет покататься на «настоящих» машинах за рулём, а младшее будет тыкать в фотографии и видео, искренне удивляться, как изменился автомобильный дизайн, и спрашивать у старожилов «а расскажи, каково это — самому рулить машиной»…
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео