Войти в почту

Регионы могут остаться без автобусных перевозок

В России назревает кризис на рынке межрегиональных автобусных перевозок — тысячи транспортных средств могут приостановить работу. Это связано с тем, что многие легальные компании не могут получить свидетельства и маршрутные карты в ФБУ «Росавтотранс», говорится в письме Объединения автопассажирских перевозчиков, направленном в Минтранс. Учреждение выдаёт документы только на маршруты с остановками, которые включены в реестр Министерства транспорта. В случае, если хотя бы один остановочный пункт в нём не содержится — весь маршрут запрещён. Данное правило привело к возникновению абсурдных ситуаций. К примеру, в городе Кстово Нижегородской области, население которого составляет порядка 70 тысяч человек, ни один остановочный пункт не внесён в федеральный перечень. Таким образом межрегиональные маршруты с остановкой в городе считаются нелегальными. Жителям приходится добираться до автовокзала в Нижнем Новгороде на межмуниципальном автобусе, а после с пересадкой ехать в соседний регион, хотя по территории Кстово следуют прямые маршруты. Подобная ситуация сложилась в Острогожске Воронежской области с населением более 30 тысяч человек, а также других крупных населённых пунктах. Перевозчикам зачастую приходится выплачивать штрафы — от 5 до 300 тысяч рублей. Суды часто встают на сторону Ространснадзора, отметила директор Объединения автопассажирских перевозчиков Татьяна Ракулова. «В такой ситуации существует реальная угроза приостановки транспортного обслуживания населения на территории многих субъектов РФ», — говорится в обращении объединения в Минтранс. Согласно данным Ространснадзора, на февраль текущего года в федеральный реестр были включены 3925 маршрутов, из них оформлены свидетельства и карты только на 2053. Межрегиональные регулярные маршруты сегодня обслуживают 1372 перевозчика, в 2015 году их было 2400. С инициативой включить все остановки в реестр несколько лет назад выступил Николай Асаул, который на тот момент занимал пост заместителя главы Минтранса. В 2015 году был принят федеральный закон № 220, которым должны были быть установлены единые принципы регулирования перевозок, в частности, межрегиональные, межмуниципальные и внутригородские. В перспективе было запланировано создать единую электронную систему, позволяющую пассажирам купить билет через интернет до любой точки. До 2016 года в единый реестр Минтранса должны были попасть все автобусные перевозчики на регулярных маршрутах, сами маршруты и все остановки. Однако с этим возникли проблемы — собственники (частные организации, субъекты РФ и муниципалитеты) не спешили вносить их в перечень. Ответственность за затягивание процесса законодательно не прописана. Юрист Екатерина Бурнос пояснила, что до конца 2017 года внести в реестр остановочный пункт мог только её владелец. Однако собственники этим не занимались. Причины были разные — от нежелания тратить на это деньги и время до неправильно оформленной земли под остановку. В прошлом году у органов власти субъектов России появилось право регистрировать остановки вне автовокзалов и автостанций. Это шаг позволил улучшить ситуацию — часть пунктов была легализована. Однако решить проблему полностью не удалось. В Минтрансе, в свою очередь, сообщили, что в 2016—2018 годах «неоднократно обращались в субъекты РФ с просьбой обеспечить представление заявлений о регистрации остановочных пунктов». Небезопасная альтернатива Сегодня перевозчики пытаются решить проблему своими силами, исключая определённые остановки из своих маршрутов или же высаживая пассажиров на непредусмотренных реестром пунктах на свой страх и риск. По информации Росавтотранса, в прошлом году более 300 маршрутов были изменены — из них убрали так называемые незаконные остановки, и перевозчики получили карты и свидетельства. Неоднозначная ситуация на рынке приводит к увеличению «серого» сектора, а также к росту межрегиональных перевозок под видом заказных, отметил член общественного совета при Ространснадзоре Сергей Кумбарули. По его словам, водители, которые работали на данном рынке на протяжении длительно времени, уходят из бизнеса. Вместо них приходят нелегалы, которые зачастую не занимаются ремонтом транспортных средств и нарушают нормы безопасности. На этом фоне всё больше людей начинают пользоваться сервисами поиска автомобильных попутчиков, такими, как BlaBlaCar. Их также освоили нелегалы, которые маскируются под автовладельцев. «Мне нужно было съездить по делам в Смоленск, и я решил воспользоваться услугами сервиса BlaBlaCar. Выбрал подходящий день, созвонился с водителем и договорился о поездке. В приложении было указано, что поездка будет осуществляться на обычном автомобиле. Затем я дозвонился до водителя, он сказал подойти к остановке общественного транспорта и ждать там, меня данная ситуация немного смутила, но я не придал этому значения. В день поездки к остановке подъехал большой автобус. Из него вышел водитель и позвал всех, кто едет в Смоленск. Я сразу понял, что это за схема. Отказываться от поездки и менять планы возможности не было. Зайдя в автобус, я понял, что другие пассажиры также были не в курсе того, что им придётся ехать на автобусе —, все перешёптывались», — рассказал News.ru Сергей. Директор чувашской транспортной компании «Альбатрос» Сергей Мидуков добавил, что выявить легального перевозчика проще, чем нелегала. «Их (нелегалов— News.ru) надо поймать за руку, доказать, что люди в салоне минивэна или микроавтобуса не друзья и родственники, а именно пассажиры», — цитируют его «Известия». Легального перевозчика же выдаёт номер маршрута, экипировка и название компании. Мидуков отметил, что на маршруте из Чебоксар в Нижний Новгород, к примеру, из 15 остановочных пунктов в реестр включены только начальный и конечный. Без промежуточных пунктов маршрут, по его мнению, можно закрывать, так как до конечной точки едут только 20% пассажиров. А как у них? Если обратиться к опыту США в вопросе автобусных перевозок, то там дела обстоят намного хуже. Люди, живущие в пригородах, могут добраться до ближайшего крупного города только на личном автомобиле или же на такси. Как рассказал News.ru Павел, который живёт в пригороде Бирмингема (Алабама), добраться до населённого пункта на автобусе невозможно, так как в нём даже нет остановочных пунктов — чтобы добраться из пригорода до ближайшей остановки, придётся пройтись пешком пару десятков километров. «В Бирмингеме в основном находятся офисные здания и людям приходится ездить туда на работу из пригородов. В моём населённом пункте живёт около 16 тысяч человек, он совсем маленький, однако таких городов существует огромное количество — в основном в США люди живут в таких маленьких пригородах. Тротуаров на их улицах практически нет, а если где-то их и можно увидеть, то лишь в парках. В связи с этим подростков в США водить автомобиль учат ещё в школе, в 9 классе. По достижении 15 лет в список изучаемых ими предметов включают предмет под названием „Drivers Education“, где их учат правилам дорожного движения. Как только подростку исполняется 16 лет, он может прийти в DMV (ГАИ) и сдать там теорию и практику, чтобы получить права. Лицензия на вождение в США — это тоже самое, что паспорт в России, так как гражданских паспортов в Штатах нет (только заграничный). Выходит, права выступают в роли метода идентификации личности. Возвращаясь к теме общественного транспорта, стоит сказать, что автобусами в таких городах, как Бирмингем, люди пользуются в основном с случае, если рядом с офисом нет свободных парковочных мест — они оставляют свою машину подальше и проезжают на автобусе буквально минуту до своего места работы. Из Бирмингема в другие города автобусы не ходят», — рассказал Павел.

Регионы могут остаться без автобусных перевозок
© News.ru