Войти в почту

«Народные инспекторы» обойдутся народу в 2,7 млрд. рублей

Государственная Дума поддержала в первом чтении правительственную инициативу о «народных инспекторах». Согласно законопроекту, любой гражданин, зарегистрированный на портале Госуслуг, сможет сфотографировать или снять на видео нарушение Правил дорожного движения и отправить кадры в полицию. Нарушителей будут штрафовать на основании отснятого материала и протокол в этом случае не понадобится. «Подобная практика широко применяется за рубежом. В Российской Федерации участие граждан в выявлении и фото- видео фиксации нарушений правил дорожного движения апробировано в двух субъектах Российской Федерации - в городе Москве и Республике Татарстан. Граждане Российской Федерации достаточно активно направляют в полицию и в другие инстанции свои фото и видео материалы по фактам рассматриваемых правонарушений. В 2016 году таких обращений было рассмотрено 126 тысяч, за 8 месяцев 2017 года - 111 тысяч (прирост на 14,5%)», - говорится в пояснительной записке к законопроекту. То есть, если водитель проехал на запрещающий сигнал светофора, выехал на полосу встречного движения, не пропустил пешехода, остановился в неположенном месте и тому подобное, но при этом не повстречался с инспектором, это не значит, что штраф его не найдет. Бдительные горожане вполне могут прийти на помощь правоохранительным органам. Для этого достаточно смартфона, а вот правоохранительным органам понадобится соответствующее программное обеспечение и оборудование, порядок создания и функционирования которого будет определяться правительством РФ. «Реализация законопроекта потребует в течение трех лет дополнительных ассигнований из федерального бюджета на закупку серверного оборудования и приобретение услуг связи в сумме 2 млрд. 699 млн. рублей, в том числе: 2017 год - 965 864,1 тыс. рублей; 2018 год - 866 974,1 тыс. рублей; 2019 год - 866 974,1 тыс. рублей», - говорится в пояснительной записке. Депутат от КПРФ Вера Ганзя обратила внимание, что программного обеспечения еще нет, однако стоит оно почти 3 млрд. «Авторы (законопроекта – ред.) полагают, что это быстро окупится», - заметила она на своей странице в Фейсбук. Цифра впечатлила многих. Так, Olga Astahova считает, что «лучше бы больным детям отправили эти активы, которые просят помощи на лечение в интернете и в СМИ». Не встретила инициатива поддержки у либерал-демократов. Заместитель руководителя фракции ЛДПР Ярослав Нилов заявил, что вполне достаточно существующих инструментов помощи правоохранительным органам. Он отметил, что и сегодня граждане, обладая средствами фото- и видеофиксации, могут в частном порядке фиксировать правонарушения и направлять материалы в органы внутренних дел. Кодекс об административных правонарушениях позволяет использовать эти свидетельства, если необходимо привлечь нарушителей к ответственности. Беспокойство народного избранника вызывает и концептуальный изъян законопроекта. «Мы видим здесь попытку обеспечить дополнительные поступления в региональные бюджеты, куда поступают суммы от уплаты административных штрафов. Кроме этого, нужно учитывать серьезную социальную опасность законопроекта. Свежий пример – история в Барнауле, когда учительница одной из школ, занимаясь зимним видом спорта, сфотографировалась с наградами в закрытом купальнике, а затем разместила фото в социальной сети. Какой-то «умник» направил снимок директору школы, посчитав снимок вызывающим и порочащим образ педагога. Директор школы тут же вызвал учительницу к себе и предложил уволиться. Вот до чего может дойти практика применения подобных норм», - заметил он. При этом фракция предлагает, использовав предложенную правительством конструкцию, перенести бремя материальной ответственности с автовладельцев на должностных лиц, и привлекать к ответственности тех, кто отвечает за состояние дорог. «Если дорога в ненадлежащем состоянии, если знаки установлены с нарушением ГОСТа или прямо противоречат разметке, достаточно использовать это приложение и направить в соответствующее ведомство. Тогда вместо, к примеру, инвалида, остановившегося в пределах своей законной спецразметки, однако под знаком «остановка и стоянка запрещена», отвечать за подобный абсурд будут допустившие его чиновники или юридические лица», – подчеркнул Ярослав Нилов. Беспокоит идея правительства и «Справедливую Россию». По мнению депутата Олега Нилова, технический прогресс используется по-разному и не всегда в добрых целях. «Создавая еще один инструмент, когда, допустим, какие-то дружинники-оборотни… начинают создавать какие-то фейки через фотошопы, специальные провокации против определенных лиц, и что это будет? Это может быть бесконечная череда каких-то разборов дел в суде, где будут предъявлены претензии, грозящие лишением прав, да? И вот как можно защитить граждан от такой угрозы?» - поинтересовался он в ходе слушаний у представляющего проект заместителя министра внутренних дел РФ Игоря Зубова. Чиновник заверил, что анонимные сообщения, а также фото и видео, на которых не будет запечатлён факт правонарушения, рассматриваться не будут. Кроме того, любые эксцессы можно обжаловать в суде. В свою очередь депутат Валерий Гартунг заметил, что можно принять прекрасный закон, «но правоприменительная практика будет таковой, что потом граждане будут плеваться». Руководитель правового департамента компании «Российское автомобильное товарищество» Сергей Волгин сообщил «СП», что идея давно витала в воздухе. - Это такой возврат в хорошем смысле к дружинникам, которые были в Советском Союзе. Нет ничего плохого в том, что кто-то, замечая правонарушение, будет сообщать об этом в ГИБДД для привлечения нарушителя к ответственности. Это один из способов борьбы с правонарушителями. Главное, чтобы это не переросло в бардак как это было с дружинниками, когда некоторые из них пытались только зарабатывать деньги. Пока сложно сказать, как это будет дальше. «СП»: - Сейчас на дорогах установлено огромное количество камер, на что уже потрачено немало средств. Зачем вводить такие дополнительные меры? - К сожалению, или к счастью, многие воители уже знают, где стоят камеры и перед камерами скорость снижают или не пересекают перед камерами линию разметки. Но при этом в других местах они продолжают это делать. Когда человек понимает, что его могут в любой момент поймать, а не только там, где висит камера, он сто раз подумает, прежде чем совершать правонарушение. В Европе правонарушения фиксируют водители автобусов. Никто не считает это стукачеством. Это нормальная практика. Ведь мы понимаем, что, допустим, пьяный за рулем представляет объективную опасность для тех, кто находится на дороге, а не только для себя. «СП»: - Не окажутся ли у нас инспекторы завалены фото и видео? А кроме того, не секрет, что современная техника и компьютерные программы позволяют сделать фальшивку. Не приведет ли всё это к попыткам «насолить» соседу? - Действительно, можно при помощи несложных бесплатных программ внести изменения в изображение. Но за более 20 лет практики я ни разу не сталкивался с подобными злоупотреблениями в реальности. Если такое действительно случится, поверьте, не так сложно это «отбить» в суде. Любой эксперт докажет, что в конкретный снимок произведено вмешательство. Правовым курсом: В России могут ввести налоговый вычет на автомобили

«Народные инспекторы» обойдутся народу в 2,7 млрд. рублей
© Свободная пресса