Войти в почту

В регионах реализуют социально направленные и амбициозные проекты

Эксперты, в принципе, ставят под сомнение такую цифру, ведь даже всегда оптимистичное минэкономразвития оценило рост инвестиций максимум в 2,3 процента. Итоги года, которые будут подведены ведомствами чуть позже, либо опровергнут, либо подтвердят тезис о "буме". Однако ясно одно: объемы инвестиций в российскую экономику все-таки растут, причем средства направляются практически во все сферы. Рассмотрим несколько примеров. Электрик едет на Балтику В Калининградской области назрел острый дефицит высокотехнологичных кадров. Один из факторов, повлиявших на спрос на рынке труда, связан с приходом новых резидентов особой экономической зоны. Чтобы помочь инвесторам преодолеть кадровый голод, регион запустил программу релокации специалистов. По новой программе, финансируемой из регионального бюджета, работодатель может получить до 225 тысяч рублей на организацию переезда высококвалифицированного работника и членов его семьи, повышение квалификации, жилищно-бытовое обустройство, аренду квартиры. Еще около 300 тысяч рублей на одного сотрудника получат инвесторы, которые покупают переселенцам жилье или оплачивают им ипотечные взносы. Заработная плата человека, переезжающего в рамках программы, в нынешнем году не должна быть ниже 60,7 тысячи рублей в месяц, в следующем году - 63,8 тысячи рублей, в 2021 году - 66,9 тысячи рублей. "Это "именная" программа: сначала проходит отбор работодателей, затем формируется сам проект, - отмечает министр соцполитики региона Анжелика Майстер. - В 2019 году в региональном бюджете на эти цели запланированы 30 миллионов рублей, что позволит привлечь в регион около 60 высококлассных специалистов". Местные власти предложили инвесторам всевозможные преференции К примеру, компания ABB, ведущий мировой поставщик силового оборудования и технологий для электроэнергетики и автоматизации производства, открывает в Калининграде инжиниринговый центр, где будут работать сто человек. Как отмечают представители нового резидента ОЭЗ, равные шансы на трудоустройство имеют и калининградцы, и жители других регионов, обладающие необходимыми навыками и владеющие английским языком. Примерно 80 процентов релоцированных сотрудников инвестор планирует перевезти в эксклав в рамках новой региональной программы. Сытое брюхо к работе не глухо В Пензенской области за прошлый год создали около 2,5 тысячи новых рабочих мест. Но одной из проблем, с которой пришлось столкнуться инвесторам, стал дефицит кадров: найти нужного специалиста сложно в любой отрасли, особенно на селе. Здесь основным мотивом становится предоставление жилья. Крупные холдинги начали строить для специалистов и их семей служебные квартиры, которые по истечении определенного стажа могут перейти в собственность. Первый такой многоэтажный дом сдали в Нижнем Ломове для сотрудников агропромышленной компании. Общая площадь жилого фонда превысила 1700 квадратных метров, объем инвестиций в строительство и благоустройство территории оценили в 90 миллионов рублей. А компании рангом помельче, не обладающие такими средствами, тоже стараются всячески поощрить сотрудников. Например, обеспечивают горячими обедами, бесплатно доставляют на работу служебным автотранспортом. Некоторые закладывают в бюджет средства на оздоровление работников и членов их семей, выдают путевки в детские загородные лагеря, оформляют полисы дополнительного медстрахования. На одном оборонном предприятии Пензы открыли салон красоты в бывшем заводском цехе. Цены ниже городских, так как не приходится платить за аренду. А в региональном управлении ФАС недавно появилась детская комната для малышей, чьи мамы задерживаются на работе. Помимо игрушек, здесь есть холодильник, микроволновка. В 2018 году региональные власти сформировали дополнительный пакет стимулов для резидентов центров регионального развития - это около сотни сел, перспективных с точки зрения демографии. Ставка по налогу на прибыль для инвесторов, создающих дополнительные рабочие места в сельской местности, снижена с 17 до 10 процентов. Планов террикон В Ростовской области находится три шахтерских моногорода: Гуково, Зверево и Донецк. После закрытия многих шахт на территории восточного Донбасса возникла серьезная проблема с занятостью населения. И вот несколько лет назад областные власти зарегистрировали здесь особые территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР). Они должны "реанимировать" местную экономику при помощи новых проектов, не связанных с добычей угля. Инвесторам, которые рассматривали возможность размещения здесь производств, местные власти предложили всевозможные преференции. Например, обнуление на пять лет ставки налога на прибыль и имущество организаций, подлежащей зачислению в областной бюджет, сниженные процентные ставки по кредитам и лизингу и даже частичную компенсацию их затрат. Для этого пришлось пересмотреть областное законодательство. И, как показала практика, это сработало. Гуково получил привилегированный статус первым, в 2016 году. И сегодня здесь уже десять резидентов, а объем частных инвестиций составил около 400 миллионов рублей. В городе появился швейно-отделочный комплекс, производятся автопогрузчики и тягачи, грузовые прицепы, налажено производство высокоуглеродистых материалов, теплоизолирующей смеси, бетона и т.д. Недавно зарегистрированные резиденты построят тепличный комплекс, наладят выпуск теплогенерирующих установок, металлопластиковых конструкций, начнут изготавливать водные диспенсеры. Снижена ставка по налогу на прибыль для инвесторов, создающих рабочие места на селе В Донецке и Звереве ТОСЭРы появились в марте 2018-го. Сюда пока пришли четыре компании. В Звереве они планируют запустить цех по глубокой переработке композитных полимеров, создать логистический центр, наладить производство продуктов из мяса, а в Донецке - реализовать проект "Питомник плодовых деревьев". При этом, как сообщили "РГ" в правительстве региона, сейчас еще несколько компаний изучают возможность размещения в донских моногородах своих производств. Шире ход В 2019 году начинается реализация крупнейшего транспортного проекта страны - строительство Северного широтного хода в Ямало-Ненецком автономном округе. Ключевым объектом арктической магистрали станет совмещенный мост через реку Обь, который соединит столицу округа Салехард с городом Лабытнанги. Вместе с железнодорожными и автомобильными подходами его длина составит почти 40 километров. Первый камень вместе с памятной капсулой заложили еще в прошлом году, основной же этап строительства, по данным правительства ЯНАО, начнется в первом полугодии 2019-го. Стоимость моста с подходами оценивается в 50 миллиардов рублей, инвестором сооружения автомобильной части выступит региональное правительство. Напомним, что Северный широтный ход - железная дорога протяженностью 707 километров - свяжет Северную и Свердловскую магистрали по маршруту Обская - Салехард - Надым - Пангоды - Новый Уренгой - Коротчаево. Таким образом, уральские товаропроизводители получат сквозной доступ через практически непроходимую сегодня ямальскую тундру к Северному морскому пути. Новая транспортная артерия сократит путь доставки грузов (преимущественно нефтеналивных и газового конденсата) из Западной Сибири в балтийские порты, а также разгрузит имеющийся южный маршрут, выходящий на Транссибирскую магистраль. Прогнозируется, что объем перевозок по широтному ходу составит 24 миллиона тонн в год. С учетом подходов общая протяженность железнодорожной линии составит 2,3 тысячи километров. Сроки реализации проекта - с 2019 по 2023 годы, общая стоимость - 235,9 миллиарда рублей. Чуть более пяти процентов от объема финансирования составляют средства федерального бюджета. В октябре прошлого года на полях Международного транспортно-логистического форума "PRO//Движение.1520" было подписано концессионное соглашение о реализации проекта. Он структурирован так, что основные участники - РЖД, "Газпром" и правительство ЯНАО - финансируют объекты собственной, уже имеющейся инфраструктуры, а строительство новых идет с привлечением средств частных инвесторов и господдержки. Таким образом будут строиться железнодорожные части мостовых переходов через реки Обь и Надым, а также участок дороги Салехард - Надым. Автомобильная часть моста через Надым сегодня уже готова, теперь здесь могут проезжать до трех тысяч машин в сутки.

В регионах реализуют социально направленные и амбициозные проекты
© Российская Газета