Войти в почту

Социальный вакуум: почему квартира становится тюрьмой для инвалида

ТАЛЛИНН, 20 фев — Sputnik, Илона Устинова. Жительница Таллинна Татьяна Филиппова вынуждена большую часть времени проводить дома наедине со своей проблемой, поскольку государственная система не позволяет людям в инвалидных колясках вести активный образ жизни. В интервью Sputnik Эстония Татьяна рассказала, что три года назад после неудачных медицинских процедур инфекция поразила ее спинной мозг и приковала к инвалидной коляске. Как утверждают врачи, навсегда. Жительница Таллинна Татьяна Филиппова Лишь спустя два года после случившегося Татьяна смогла смириться со своим положением, и теперь она хочет быть полезной для общества, пройти специальные курсы и начать работать, чтобы полноценно жить, а не существовать на небольшое ежемесячное пособие. Проблема с транспортом В поликлинике Татьяне назначили физиотерапию, но она не может посещать процедуры так часто, как это необходимо, поскольку дело упирается в транспорт. Водитель микроавтобуса помогает женщине - инвалиду Ежемесячно город выделяет 168 евро на человека, чтобы он мог воспользоваться специально оборудованным микроавтобусом. Эта сумма рассчитана на восемь получасовых поездок: четыре до пункта назначения и четыре обратно до дома, причем часть оплачивает сам инвалид. "Этой зимой в связи с нечищеными дорогами лимит в полчаса несколько раз превышался, и мне приходилось доплачивать за поездку. И то, что из-за сугробов водитель долго не мог припарковаться возле больницы, тоже должна была оплачивать я сама. Да, пусть это получилось 5.50, но ведь для кого-то это пачка памперсов", — объяснила Филиппова. Сейчас она хочет не только ездить на медицинские процедуры раз в неделю, но и посещать специальные курсы для инвалидов, которые помогают адаптироваться в бытовой жизни. Но учитывая стоимость поездки за рамками льгот, позволить себе ездить в другой район она не может. История с транспортом усложняется еще и тем, что только несколько водителей фирмы-перевозчика поднимают человека в инвалидной коляске на первый этаж дома. Остальные, как уверяет Татьяна, просто оставляют возле подъезда. Текучка кадров и сомнительная техника безопасности Член правления Эстонского союза людей с ограничениями движения Свен Реэмет рассказал Sputnik Эстония, что основные проблемы, связанные с фирмой-перевозчиком, заключаются в том, что микроавтобусов в городе ограниченное количество. К тому же их график расписан на месяц вперед, поэтому заказывать транспорт для личных нужд надо за неделю, а то и две до намеченной даты. Член правления Эстонского союза людей с ограничениями движения Свен Реэмет и руководитель в Союзе людей с ограничениями движения Лили Тири "У них постоянно меняются водители, зарплата маленькая, работа стрессовая. Эта профессия неблагодарная, психологически сильно устаешь", — сказал Реэмет. И если раньше, отметил он, город предоставлял 12 льготных поездок в месяц на одного человека, то теперь их всего восемь. А в какой-то момент их было и вовсе шесть. Лили Тири, руководитель в Союзе людей с ограничениями движения, добавила, что водители транспорта чаще всего не помогают своим клиентам спуститься с первого этажа и подняться обратно, поскольку это не входит в их прямую обязанность. А некоторые и вовсе могут случайно уронить человека в коляске. "Еще некоторые люди жаловались, что водители просят приносить с собой ремень безопасности", — недоумевает Тири. Поскольку те ремни, которые установлены в транспорте, предназначены для езды со скоростью не более 10 километров в час, требуется дополнительная безопасность. Проведя рейд по микроавтобусам, перевозящим людей в инвалидных колясках, Свен Реэмет отметил, что ни один из них не соответствует технике безопасности в полной мере. В Таллинне есть всего несколько "частников" со специально оборудованным транспортом, в том числе и сам Реэмет, но, учитывая стоимость такого автомобиля и страховку на него, поездка для клиента выходит дороже обычного такси. Пандусы опасны или бесполезны Чтобы Татьяне Филипповой было проще бывать на улице, город предоставил ей квартиру на первом этаже муниципального дома. Вот только на двух лестничных пролетах, которые необходимо преодолеть, отсутствуют пандусы. И рассчитывать на них в ближайшее время не приходится, поскольку с товариществом сложно договориться об их установке. Подъемная платформа в жилом доме. Иллюстративное фото "Пандусы в виде двух рельсов, которые установлены в других подъездах, очень неудобные, они не совпадают с расстоянием между передними колесами коляски и очень опасны в снежную и дождливую погоду. Я сама дважды падала с таких пандусов", — рассказала Филиппова. Особое недоумение у нее вызывает подъемник для инвалидов, установленный в подземном переходе на Лаагна теэ между большими торговыми центрами. Возле одного из выходов поблизости нет остановки, и добираться до него крайне неудобно. "Получается, подъемник установили для галочки. Почему бы не перенести его в то место, где он действительно нужен?" — задается вопросом Татьяна. Внешний вид дома важнее По словам Реэмета, многие квартирные товарищества отказываются устанавливать в подъездах пандусы или специальные лифты, поскольку эти установки якобы нарушают эстетику дома. "Ситуация усугубляется еще и тем, что инвалид должен быть владельцем квартиры, чтобы его предложение могли хотя бы рассмотреть. Если квартира арендуется, тогда никто не будет этим заниматься", — сказал Реэмет. Либо, добавил он, человеку предлагают найти себе жилье в другом месте. Реэмет пояснил, что во многих многоквартирных домах угол наклона лестницы не позволяет установить пандусы, а крепить специальный подъемник товарищества обычно отказываются. Он считает, что лучшим выходом из ситуации могло бы стать дополнительное строительство муниципальных домов, которых сейчас единицы, специально оборудованных для людей с ограниченными возможностями. Работа есть, а возможности нет Если в Таллинне, Тарту и Пярну для людей с ограниченными возможности есть хоть какие-то варианты выйти из дома, то в остальных городах, по словам Реэмета, ситуация совсем печальная. Поскольку многие инвалиды стремятся переехать туда, где есть максимальная доступность к разного рода услугам, то в столице их число ежегодно растет на десять процентов. "В этом году мы запросили у города увеличить количество льготных поездок, потому что еще ожидается прирост числа людей", — добавила Тири. И хотя Касса страхования по безработице поддерживает работодателей в оборудовании рабочих мест для людей с ограниченными возможностями, под вопросом остается основная проблема — как человеку в инвалидной коляске добраться до работы и вернуться обратно домой? Не говоря уже о таких равных возможностях, предусмотренных законом, как посещение театров, музеев и других учреждений культуры. Инвалида-гражданина РФ заставляли попрошайничать в Эстонии >>

Социальный вакуум: почему квартира становится тюрьмой для инвалида
© Sputnik Эстония