Мнения экспертов на тему покупки парковочных мест разделились
Новостройку без парковки уже невозможно представить. Цена машино-места начинается от 800 тысяч рублей. Стоит ли вкладываться в парковку, рассуждают эксперты «ВМ». По данным гендиректора риелторской компании Натальи Шаталиной, в старой Москве подземные паркинги есть в 94 процентах жилых комплексов бизнес-класса. Ими обладают 86 процентов комплексов комфорткласса и 22 процента комплексов экономкласса. — Это неудивительно: еще при прошлом мэре было принято решение, что дома без подземных паркингов в Москве не строятся, — рассказывает урбанист Григорий Мельник. — С другой стороны, девелоперы от обязанности строить парковки — особенно если у них дом комфорткласса — всячески увиливают. Дело в том, что себестоимость строительства подземных стоянок очень высока, а покупают их плохо. Космические цены Ярослав Дарусенков, руководитель департамента консалтинга и аналитики компании «Азбука жилья», привел пример: — В паркинге на 700 машино-мест может продаваться по 10–15 мест за месяц, и полная их реализация растягивается лет на пять, — рассказывает эксперт. — Конечно, девелоперам это невыгодно. По словам участников рынка, цена подземной парковки обычно — 9–11 процентов цены квартиры. Стоимость — в зависимости от района и места внутри паркинга — существенно колеблется. — Дороже всего стоят места на первом этаже надземной парковки и на минус первом этаже подземной, а также рядом с лифтом. Парковочное место в центре города будет стоить гораздо дороже, чем такие же на окраине, — рассказала управляющий партнер Delta estate Елена Земцова. Хорошая инвестиция — Покупка места в паркинге — хорошая инвестиция, — убежден Григорий Мельник. — Зона платных парковок постоянно растет. А резидентное разрешение, я напомню, действует только с восьми утра до восьми вечера, — пояснил эксперт. — А если вы приезжаете раньше или уезжаете позже? К тому же в центре, да и не только, есть места, где местные жители занимают буквально все парковочное пространство. То есть формально у вас право припарковаться есть, а фактически реализовать его сложно — слишком много таких же, как вы, желающих. Еще один аргумент в пользу покупки паркинга — резкий рост числа шлагбаумов во дворах. — Еще несколько лет назад поставить машину было всегда можно в соседнем дворе, а сейчас туда даже не заехать, — говорит Григорий Мельник. — Что касается новостроек, то все более популярной становится концепция «двор без машин». Это значит, что ты ни в свой, ни в соседний двор не заедешь в принципе, потому что наземная парковка там запрещена. Или оставляй машину на улице, или ставь в платный подземный паркинг. Татьяна Подкидышева, директор по продажам крупной девелоперской компании, отмечает, что в Москве становится все больше улиц, где стоянка машин в принципе запрещена. — Такая локация может появиться и возле вашего дома, — поясняет эксперт. — Вот и получается, что даже на улице рядом с домом вы оставить машину не сможете. И паркинг остается, по сути, единственным для автомобилиста вариантом. СПРАВКА За МКАД стоимость машино-места начинается примерно от 400 тысяч рублей. В Москве она варьируется от 800 тысяч до 2,5 млн — в комфорт-классе. А в бизнес-классе — от 1,2 до 4,5 млн рублей. В классе премиум средняя цена места — 6 млн рублей. В элитных комплексах — от 2 до 13 млн рублей.