«Зайцем» в Зеленограде ездят около 15-20% пассажиров
Валидатор есть теперь у всех дверей во всех автобусах – этот вопрос решен. Но не всегда удается к нему протиснуться: в час пик, когда в автобус входит толпа, иной раз не успеваешь отметиться – оттесняют. А потом уже многие, увы, решают: раз уж так получилось, то и не надо. Кроме того, когда билеты один за другим касаются считывателя, не всегда удается точно установить – «пробит» мой билет или нет. Вроде не запищало, и ладно. Но точно ли поездка отмечена? Самая недисциплинированная часть пассажиров – школьники, особенно младшие. Как раз те, кто до отмены турникетов легче всего мог проскользнуть под железной палкой на входе. Ученики постарше раньше нередко протискивались через турникет по двое на один билет. «Подныривать» было опаснее: шофер мог и высадить. Теперь водители на это не смотрят, и вольницы прибавилось. Основную часть «зайцев» составляют школяры. Люди постарше платят намного аккуратнее, хотя и среди них прибавилось любителей халявы. Раньше турникет не пускал, теперь проблем нет. В целом на 5-7 вошедших в автобус не платит один человек (иногда меньше, иногда больше). Как ни странно, вторая по количеству не заплативших возрастная группа – пенсионеры. «А чего ради, у меня проезд все равно бесплатный», – вот мотив, по которому многие из них не утруждают себя лишними тело- движениями. Но это неправильно. Ведь это только для вас, пенсионеров, проезд бесплатный, а затраты на ваши поездки все равно остаются (бензин, амортизация техники, зарплата водителей и т.д.), и кто- то должен их компенсировать. За вас это делает правительство Москвы, выделяя из бюджета немалые средства. А если вы свою поездку не «запротоколировали» с помощью валидатора – значит, она просто не состоялась, и платить не за что. И перевозчик недополучит определенную сумму. Таким образом, поленившись приложить свою социальную карту к считывателю, вы автоматически становитесь самым обыкновенным «зайцем», безбилетником, не оплатившим свой проезд. Можно ли после этого предъявлять претензии к работе общественного транспорта? В общем и целом, «половина не платит за проезд» – это перегиб. По нашим оценкам, количество неплательщиков составляет от 15 до 20%. Но и это немало, согласитесь. И существенно больше, чем до отмены турникетов. Но кто и как с этим борется? И все-таки они встречаются Мы опросили нескольких случайно выбранных людей, постоянно пользующихся зеленоградскими автобусами: часто ли у них проверяют билеты? Светлана Маркова на работу в Зеленоград ездит на электричке, далее автобусом. Постоянные маршруты от станции Крюково и обратно – 3, 9, 11, 29. С сентября прошлого года (с того момента, как отменили турникеты) видела контролеров один раз. Ирина Голубева ежедневно пользуется автобусами 9, 29, 11, иногда 4 – по Панфиловскому проспекту и Филаретовской улице. За тот же период встречала контролеров дважды. Александр Волк ездит из Андреевки на Центральный проспект, соответственно, любимый маршрут – 19, реже 32. Одна встреча. Автор этих строк. На работу хожу пешком, но по роду деятельности часто езжу по городу на автобусах. Причем, в отличие от тех, кто «утром на работу – вечером с работы» по одному и тому же пути, перемещаюсь в самое разное время (в том числе и по выходным) и по самым разным маршрутам. В частности, специально сделал несколько поездок ради этого репортажа. С сентября с контролерами увиделся всего один раз, еще до того, как начал готовить материал. Значит, все-таки они есть, но, согласитесь, негусто. Четыре человека за шесть месяцев (даже с учетом длинных выходных в январе) минимум 900 раз воспользовались автобусами и встретили всего пять проверок билетов – одну на 180 поездок. Чуть больше полпроцента. А сколько «зайцев» мы насчита- ли – помните? Причем у меня и еще у одного опрошенного билетов даже не спросили (поверили солидному виду?). Может быть, кому- то на встречи везет больше, но наш «улов» – вот такой. А кто-то, наверное, скажет, что вообще ни разу контролеров не видал. Но сколько же их конкретно? Как и когда они работают? За семью печатями Ради прояснения вопроса мы первым делом позвонили, естественно, в зеленоградский автокомбинат – местный филиал «Мосгортранса». Там выяснилось, что мы обратились не по адресу. Наш автокомбинат обеспечивает работоспособность автобусов в Зеленограде, но сам перевозчиком не является. А за работу контролеров отвечает именно перевозчик в лице ГУП «Мосгортранс». На сайте этой организации мы нашли раздел «Контролеры» и позвонили по одному из телефонов «по вопросам, связанным с деятельностью контролеров пассажирского транспорта». Специалист, взявший трубку, переадресовал нас начальнику отдела. Но на вопрос, сколько именно контролеров работает в Зеленограде, нам не ответили. Это гостайна? Предложили прислать официальный запрос. Запрос мы отправили по электронной почте. Это было 8 февраля. Ответа ждем до сих пор, хотя срок – семь дней. Так мы и не знаем, сколько контролеров работает в Зеленограде. А в официальном ответе на запрос в рубрику «Ваш вопрос к власти» значится: «Ежедневно, в течение всего времени работы наземного городского транспорта общего пользования, более 100 бригад, состоящих из контролеров пассажирского транспорта ГУП «Мосгортранс» и специалистов (контролеров) ГКУ «Организатор перевозок», осуществляют проверку соблюдения пассажирами требований Правил. Кроме этого, часть сотрудников ГКУ «Организатор перевозок» осуществляет контроль по плану учреждения без участия контролеров ГУП «Мосгортранс». К сожалению, из ответа непонятно: это на Москву или Зеленоград. Если на Москву – маловато будет! А если на Зеленоград, то где они? Непонятка и по организационной части: почему это вдруг стало необходимо два вида контролеров? Почему не три? У семи нянек, известно, какое дитя.
Во время экофеста в КЦ «Зеленоград» презентовали умный контейнер для сбора старых гаджетов