Войти в почту

Спецпроект БЕЛАЗ — где работает самосвал размером с коттедж?

Казалось бы, обычный день, разбираем после выходных корреспонденцию. Наверху стопки писем такой любопытный релиз: “Мечел” рассказывает о своих новых самосвале и экскаваторе-погрузчике. Не принять приглашение посмотреть на настоящий “БЕЛАЗ” было бы преступно! И вот, спустя несколько дней, “Хорошие новости” вышагивают по шлакоотвалу №1 компании “Мечел-Материалы” (ОАО “Мечел-Материалы”, входит в Группу компаний «Мечел»). Щелкните по панорамной фотографии мышью, чтобы развернуть на весь экран Серый сыпучий материал шлак – это побочный продукт металлургического производства. Гигантские самосвалы и экскаваторы нужны как раз чтобы доставлять шлак на сортировочную станцию, а дальше из него добудут оставшийся металл, и ни крупицы не пропадет зря. Пока самосвал не подъехал, есть несколько минут, чтобы полюбоваться стремительной работой японского экскаватора Komatsu. Объем ковша — 7 кубических метров! Учитывая скорость поворота стрелы, прикидываю: чтобы наполнить водой 25-метровый бассейн “Юбилейный” в Челябинске, японцу хватит двух с небольшим часов. Спустя четверть часа (на удивление негромко) подъезжает объект нашего пристального интереса, самосвал-тридцатитонник. 30 тонн – это не собственная масса красавца, а его грузоподъемность. Три минуты, три экскаваторных ковша — и кузов полон. Синий “намордник” на желтого симпатягу надевают на заводе. Добавляет и без того оптимистичному облику харизмы, а также защищает радиатор от летящих камешков и ледяного ветра. Сегодня на смене рулит Кирилл Ефремов, он водит “БЕЛАЗ” на “Мечеле” уже пятый год. Дабы понять масштабы, вот вам фотокарточка. Рост Кирилла под 190 сантиметров. А трудятся на шлакоотвале самые “маленькие” машины из модельного ряда Белорусского автомобильного завода, всего их здесь 18 единиц. Ну и для пущей наглядности заводская фотография самого большого “БЕЛАЗа” с кузовом на 450 тонн (источник: belaz.by). Проще всего осознать разницу в размерах, сравнив относительные габариты кабины и длину лестниц. Великаны трудятся на разработках самых больших и сложных карьеров и суперстройках. К слову, в Группе компаний “Мечел” есть подобные гиганты с грузоподъёмностью до 220 тонн, они работают на угольных разрезах “Якутуголь” и “Эльгауголь”. Также прикрепляем простую графику, сопоставляющую размеры машины с хорошо всем известными объектами — взрослым слоном и молодым трицератопсом. Кирилл рассказывает: “Считаю, самое главное – это влюбиться в дело, которым занимаешься. А я в него прямо влюблен!” В общем, свою новую машину хвалит, хотя раньше управлял более мощной версией с турбомотором. Кстати, пара слов о компоновке ходовой части. Как известно интересующимся техникой читателям, самые большие “БЕЛАЗы” грузоподъемностью в сотни тонн в каждом колесе имеют по электромотору. Дизельный двигатель вращает генератор, а тот отдает электричество мотор-колесам. Такая схема наиболее эффективна в условиях запредельных масс и низких скоростей. Наш сегодняшний герой БЕЛАЗ-7540 в этом отношении больше похож на самый обычный грузовик — непосредственно дизельный двигатель (в зависимости от комплектации 360-420 лошадиных сил) через мощную систему гидромеханической трансмиссии вращает колеса. На балке переднего бампера подвешены противооткатные упоры. Их подкладывают под колеса, если нужно “запарковаться” на уклоне. Красная рукоятка над топливным баком для того, чтобы быстро заглушить двигатель, не поднимаясь в кабину или не пытаясь докричаться до водителя. Объем бака — 420 литров. Внушительный объем? Так вот, моторного масла дизелю самосвала требуется больше 50 литров! Обычной легковушке хватает в пятнадцать раз меньше. Отработанные газы идут не в привычную выхлопную трубу, а через кузов (заодно согревая стенки, чтобы содержимое не примерзло). Шесть грузовых шин размерности 18.00-25 (наружный диаметр — больше 1,6 метра!) стоят сообща, как Lada Granta в базовой комплектации. Примечательно, что хотя циферблат спидометра размечен до 120, на таких шинах, по требованию производителя, нельзя ехать быстрее 40 км/ч, — превышение чревато перегревом резины и очень скорым износом. В салоне самосвала очень тепло, работает печка, а вот кондиционера в этой комплектации нет. Если жарко, в хорошую погоду можно открыть форточки, но если налетит ветер, может задуть в салон пыль... … А все четыре водителя этой машины — убежденные чистюли! Ковролин в кабине идеально чистый, потому что мужики разуваются на пороге, чтобы не тащить на подошвах грязь. Ну и о душевной чистоте машинисты БелАЗа тоже думают. Кирилл смеется: “Кто-то один повесил над стеклом иконки… ну а остальные не против были, какие тут могут быть возражения!” Еще один артефакт “кастомайзеров” — кассетная магнитола, её установили сами водители. С кассетами сейчас туго, но радио послушать можно. Табло УСПВЛ над магнитофоном — это “устройство сигнализации приближения воздушных линий”. Чтобы габаритная машина не снесла провода на столбах, нужен этакий “парктроник”. Если “воздушка” в опасной близости, подается сигнал, а подъем кузова останавливается автоматически. Ну и, конечно, особое удовольствие — водить машину с автоматической коробкой передач. Этот самосвал как раз с “автоматом”. Подъем и опускание кузова управляется симпатичным красным барашком под левой рукой. На смене Кирилл Ефремов проведет 12 часов (ну, включая обеденный перерыв). Говорит, что совсем не устает непосредственно от управления машиной, рулить легко, а вот повышенная концентрация внимания выматывает. Когда пересаживается в свой легковой Nissan, тоже не расслабляется: вот домой доедет, и отдохнет. За увлекательную экскурсию по шлакоотвалу и знакомство с техникой благодарим руководство ООО “Мечел-Материалы” и пресс-службу предприятия. Обращение к читателям Друзья, сообщайте нам свои новости и истории. Звоните на Viber +79226337117, пишите на почту: redaktor@hornews.com Подписывайтесь на нас в социальных сетях: vk.com instagram.com facebook.com ok.ru Telegram Яндекс Дзен

Спецпроект БЕЛАЗ — где работает самосвал размером с коттедж?
© Хорошие новости