Почему закрыли проект «Ё-мобиль»?

Когда бизнесмен Прохоров заявил об идее создания «уникального для российской промышленности автомобиля с гибридным двигателем из отечественных комплектующих», многие посчитали это громкой пиар-компанией. Тем более, что сенсационная шумиха удивительным образом совпала с началом президентской гонки, в которой Прохоров желал поучаствовать. Но когда о компактном современном автомобиле по привлекательной цене заговорили сначала пресс-секретарь Песков, а потом и сам Владимир Путин, у граждан затеплилась надежда, если не возрождения, то хотя бы динамики в российском автоболоте. Главные вехи пиар-проекта: 2010 год Начиная с января глава инвестиционного фонда «ОНЭКСИМ» занимается рекламой гибридного и недорогого экомобиля для городских условий. К рекламе бурно подключаются СМИ, публику знакомят с главными цифрами и подробностями: вес не превысит 700 кг.; потребление бензина на 100 км составит чуть выше 3 литров; цена не преодолеет порог в 300 тысяч рублей; завод создадут с нуля; серийный выпуск начнётся в 2012 г.; ежегодно с конвейера будут сходить 10 тысяч авто; место дислокации производства — Тольятти. В апреле 2010 года новостные ленты запестрели сообщениями об авторе нового продукта — российско-белорусской компании «Яровит Моторс». Называлась и сумма программы — §150 млн. Спустя шесть месяцев широкой общественности представили начальные чертежи экотранспорта, а немного погодя и имя детища, вернее, пока только первую букву «Ё». К декабрю уже имелись и полное название, и даже выставка с представленными модификациями Ё-мобиля: городской хэтчбек для семейного пользования; кросс-спорт-купе с ориентацией на молодёжь; фургон на все случаи жизни. Версии предполагалось выстраивать на базе единой платформы по принципу модульной сборки. Роль гибридно-силовой установки возлагалась на два газово-бензиновых ДВС и ёмкостные конденсаторы, способные аккумулировать энергию во время движения. Экзотичные роторно-лопастные двигатели сразу привели в замешательство профессионалов. Негатива добавили и высказывания Бирюкова о намерении заменить в несущем кузове металл полимерными материалами. Интересно! Три выставочных варианта гибридно-силовой установкой не обладали и представлялись в виде макетов со стандартными бензиновыми агрегатами. Создателей такая подмена совсем не смущала. 2011 год Разработка технологий набирала обороты. Но из Тольятти комплекс переносится в Санкт-Петербург, где при закладке первого камня торжественно провозглашается, что 90% комплектующих деталей будут российскими. Но уже тогда от роторно-лопастного мотора открестились в пользу «фиатовского» двигателя. Систематические демонстрации макетов-прообразов и мощные пиар-акции четвёртой власти на темпах сборки никак не отразились. Сроки существенно затягивались, наметились сложности в исполнении. Вложения в замысел превысили к тому времени 250 млн. евро. 2012 год Февраль приносит первые наброски интерьера салона, а сентябрь — смену генерального директора «Ё-Авто». На место Бирюкова назначается главный конструктор холдинга Гинзбург. Причину столь серьёзных перемен связывали с невыполнением сроков проекта. Старт продаж сдвигается на 2015 год. 2013 год К марту закончились тестирования электрической трансмиссии. Во время Петербургского экономического форума Прохоров щеголял на первой модели предсерийного образца. 4 и 5 июля в Научном автомоторном институте состоялась яркая презентация Ё-кроссовера. Выставлялось 5 прообразов, оснащённых поршневыми агрегатами объёмом 1,4 литра и силой в 75 лошадей итальянского концерна Fiat. 2014 год 20 февраля 2014 года из-за ограниченного финансирования рождение «Ё-мобилей» вновь перенесли на неопределённое время. Октябрь 2014 года — финал эпопеи. Группа «ОНЭКСИМ» передала документацию научному центру за символическую цену в 1 евро и объявила проект завершённым. Кстати! Сам завод передавать не стали, а выставили на торги. Что планировали создать: Городской гибрид в трендовых тенденциях двойного окраса и гармоничной отделкой интерьера. Современную приборную панель в стиле конструктивного минимализма: два дисплея, рулевое колесо и три кнопки управления. Удобный функциональный салон при внушительном багажнике. Даже в стандартной комплектации планировались диски диаметром 16 дюймов, с расположенной на них высокопрочной резиной Run-Flat. Вместительность фургона в 4 кубических метра при грузоподъёмности в 750 кг. Максимальная скорость 130 км/час. Модель должна если не восхищать, то полностью удовлетворять водителя на городских трассах. Что получили в сухом остатке: Интересное решение по электрической трансмиссии. Новейшие разработки по суперконденсаторам. Запатентованную конструкцию кузова с применением высокотехнологичных материалов. Меняющуюся стоимость: стартовые ажиотажные 300 тысяч с геометрической прогрессией доросли до 450-490. Причины нежизнеспособности проекта: Ё-мобиль — прежде всего, предвыборный ход Прохорова. Амбициозные и оторванные от действительности исполнители. Отсутствие необходимых комплектующих отечественных производителей. Изменения валютного курса. Сам Прохоров неоднократно заявлял, что причиной несбыточности идеи стала тяжёлая экономическая ситуация. У него была возможность продать наработки иностранным инвесторам за §350-380 миллионов. Но бизнес-логика отступила перед гражданской позицией. Эксклюзивные технологии, конструкторская документация и запатентованные образцы остались у государства. Иногда желания и ожидания опережают инженерное покрытие. А если к этому добавляется публичность и амбициозность, как у Прохорова, и козырь, который в виде экомобиля при необходимости периодически достаётся из предвыборного рукава, другого результата быть не могло. Остаётся надеяться, что недостроенный завод под Санкт-Петербургом хотя бы наладит выпуск вышеупомянутых суперконденсаторов и останется добрая память о мечте со странным названием.

Почему закрыли проект «Ё-мобиль»?
© Car-Mania