Дроны предлагают признать транспортным средством
Правительство решило кратно увеличить штрафы за нарушения правил пользования воздушными и водными судами. Политики и эксперты обсудили в пресс-центре «Парламентской газеты», стоит ли ожидать снижения количества катастроф в воздухе и на воде и нужно ли относиться к квадрокоптерам как к самолётам. Тревожная динамика Количество аварий в воздухе и на воде не снижается год от года. Только в 2018 году в гражданской авиации погибли 128 человек. Из них 71 пассажир — в результате трагедии, которая произошла в Подмосковье с самолётом Ан-148 «Саратовских авиалиний», все остальные — жертвы малой авиации: потерпевших катастрофу вертолётов, маломерных самолётов, планеров и дирижаблей. Статистика аварий и погибших на водном транспорте разнится, однако, анализируя данные ГИМС МЧС и Министерства транспорта, можно уверенно говорить, что они также исчисляются десятками. 556 человек в мире погибли в мире в 2018 году в результате 15 авиакатастроф погибли, а в 2017-м — 44, следует из данных Aviation Safety Network. Нередко к авариям приводят технические неисправности, и всё же основная причина — человеческий фактор. Чаще всего катастрофы связаны с нарушением пилотами и капитанами скоростного режима и условий пассажировместимости их судов, отсутствием спасательных средств на борту, отсутствием удостоверения судоводителя и технического осмотра транспортного средства, вождением в нетрезвом состоянии, передачей штурвала лицам, не имеющим прав водителя транспорта, и, конечно, нарушением правил плавания и воздухоплавания. «Статистика тревожная, наблюдается динамика в сторону увеличения количества происшествий. Поэтому в этой сфере давно пора наводить порядок. И в целях повышения безопасности наших граждан начать надо с увеличения штрафов для нарушителей», — сказал «Парламентской газете» председатель думского Комитета по транспорту Евгений Москвичёв. Ужесточение ответственности В середине февраля Госдума приняла в первом чтении правительственный законопроект, направленный на увеличение административной ответственности для владельцев воздушных и плавательных судов. Документ, в частности, предлагает десятикратно увеличить размеры штрафов для граждан за нарушение правил использования воздушного пространства, а также для всех нарушителей правил плавания. Если сейчас за нарушение федеральных правил частных лиц штрафуют на две-пять тысяч рублей, то в случае принятия закона сумма штрафа составит от 20 тысяч до 50 тысяч рублей. Для должностных лиц штраф также увеличится: им придётся заплатить по 100-150 тысяч рублей вместо нынешних 25-30 тысяч. Санкции в отношении юридических лиц планируют оставить прежней: в сумме от 250 тысяч до 300 тысяч рублей с сохранением альтернативного наказания в виде административного приостановления деятельности на срок до 90 суток. «Мы рассчитываем, что повышенная ответственность судовладельцев повлечёт за собой положительные изменения в динамике аварий на воздушном и водном транспорте. Новые правила должны подтолкнуть владельцев судов к тому, чтобы обзаводиться всеми необходимыми свидетельствами, приобретать технически исправные транспортные средства и не нарушать предписанных правил», — пояснил член Комитета Госдумы по транспорту и строительству Виктор Дерябкин, выступая 13 марта в пресс-центре «Парламентской газеты». Он подчеркнул, что законопроект получил не только одобрение профильного комитета, но и полноценную поддержку всех депутатов Госдумы, проголосовавших за него в первом чтении. «Я считаю, что поднимать штрафы давно пора даже просто с учётом инфляции, — согласен с коллегой замглавы Комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Рафаэль Марданшин. — Потому что нынешние штрафы были установлены ещё в 2007 году, а инфляция за прошедшее время составила чуть ли не 100 процентов. И существующие санкции в размере 500 и одной тысячи рублей зачастую не останавливают нарушителей». Дроны не должны летать бесконтрольно С развитием технологий принципиально новым вызовом для законодателей стали беспилотные летательные аппараты. Современные дроны могут перевозить объём массы до 250 килограммов — чего вполне достаточно для перевозки людей. «В ряде стран такие средства уже занимаются этим на профессиональной основе: дрон можно вызвать через агрегатор по аналогу агрегаторов такси», — поделился сведениями председатель Общероссийского объединения пассажиров Илья Зотов. По мнению эксперта, это направление, в настоящее время практически никак не отражённое в нормативно-правовой базе, тоже следует отрегулировать законом. Согласно правительственным поправкам в КоАП, за управление дроном без надлежащей документации нарушителю придётся заплатить от одной до двух тысяч рублей. Виктор Дерябкин признался, что его комитету до сих пор не было представлено никакой статистики по авариям с участием беспилотных летательных аппаратов — однако это не повод, чтобы списывать данное направление со счетов. По мнению депутата, тут надо действовать на упреждение. «Может быть, приравнивая дроны к воздушным судам, мы несколько перегибаем палку, но нужно помнить, что другого регулирования у нас пока нет. И законопроект, который мы обсуждаем, можно считать первым шагом в попытке навести порядок в части пользования этими летательными аппаратами», — полагает парламентарий. В свою очередь, Рафаэль Марданшин считает, что речи о приравнивании дронов к воздушным судам пока не идёт — просто этот вид летательных аппаратов вводится в правовое поле. «С учётом того, что у нас появился новый вид транспорта, необходимо предусматривать и меры ответственности за его использование. Потому что эти летательные аппараты влияют на безопасность эксплуатации других воздушных летательных средств и при неправильной эксплуатации вполне могут нанести ущерб и вред как нашим гражданам, так и различным объектам инфраструктуры», — резюмировал законодатель.