Войти в почту

Лизинг-2018: новые исторические рекорды

Рейтинговое агентство RAEX («РАЭКС-Аналитика») подготовило исследование рынка лизинга в России по итогам 2018 года. Его особенностью стал впервые подготовленный анализ предпочтений корпоративных заказчиков, основанный на практике проведения корпоративных закупок услуг лизинга. Это впервые позволило понять реальные направления конкуренции лизинговых компаний и ориентиры потенциальных клиентов, отмечают авторы исследования. «Совокупный объем лизингового рынка в 2018 году превысил 1,35 триллиона рублей, что стало новым историческим рекордом, — комментирует генеральный директор рейтингового агентства RAEX Дмитрий Гришанков. — Сумма новых лизинговых договоров по итогам прошлого года увеличилась на 38% и достигла 1,9 триллиона рублей, что позволило лизинговому портфелю участников рэнкинга достигнуть 3,9 триллиона рублей на 1 января 2019 года. Сдерживающее влияние на рост рынка оказало отсутствие крупных сделок в четвертом квартале 2018 года, на который пришлось порядка 24% годового объема нового бизнеса участников рэнкинга». Основными драйверами роста рынка стали сегменты лизинга железнодорожной техники и автолизинга. Отсутствие крупных сделок в IV квартале 2018 года обусловило замедление темпов роста сегмента лизинга железнодорожной техники по сравнению с 2017 годом — со 111% до 59%. Тем не менее сегмент рос опережающими темпами, а доля железнодорожного лизинга в совокупном объеме нового бизнеса увеличилась на 5,5 процентного пункта, до 26,3%. Автолизинг также среди лидеров по темпам роста нового бизнеса участников рэнкинга: лизинг грузового автотранспорта вырос на 19,5%, а легкового — на 34,1% (плюс 26% к 2017 году в целом для сегмента). Крупнейшим розничным сегментом по-прежнему является автолизинг. Его доля в совокупном объеме нового бизнеса топ-100 лизинговых компаний составила без малого 35%. В отличие от 2017 года, в сегменте автолизинга опережающими темпами рос лизинг легкового автотранспорта (34,1% по сопоставимым данным). Таким образом, доля грузового транспорта в совокупном объеме нового бизнеса в сегменте сократилась по сравнению с 2017 годом на 3 п. п. до 54%. Наиболее значительно (с 18,2% до 12,8%) сократилась доля авиационного лизинга, что было связано с отсутствием крупных сделок во втором полугодии 2018 года. Государственные компании упрочили доминирование на лизинговом рынке. Доля компаний с государственным участием совокупном объеме нового бизнеса участников рэнкинга по сравнению с 2017 годом увеличилась на 3,6 п. п. до 55,1%. Компании с госучастием обеспечили более 80% совокупного прироста нового бизнеса участников рэнкинга, в топ-10 которого вошли сразу пять госкомпаний. При этом концентрация топ-10 компаний в сумме новых договоров в 2018 году по сравнению с прошлогодним показателем выросла с 65% до 73%. Наиболее часто корпоративные заказчики из числа государственных компаний и государственных корпораций используют неценовые критерии оценки при проведении конкурентных закупок лизинга оборудования, строительной и дорожно-строительной техники, автолизинга. При этом в крупных сделках (свыше 1 млрд рублей) неценовые критерии используются реже, чем в более конкурентных средних и мелких сделках. Исключение составляют закупки лизинга железнодорожной техники, производственного и специального оборудования, а также авиализинга. В материале RAEX также представлен рэнкинг топ-30 лизинговых компаний России по итогам 2018 года.

Лизинг-2018: новые исторические рекорды
© Банки.ру