Войти в почту

Каковы причины черного и белого дыма из выхлопной трубы

Очень часто автомобиль сообщает водителю о технических проблемах посредством разнообразных и довольно выраженных симптомов. Главное уметь их слушать и видеть. В числе таких нюансов – цвет и консистенция облаков, вырывающихся из выхлопной трубы. Что означает черный и белый дым, на что намекает сизый цвет и к каким ремонтам готовиться? Каждому автомобилисту следует периодически контролировать состояние машины, в частности, уделять внимание двигателю, его температурному режиму, а также состоянию и уровню технических жидкостей. Впрочем, даже у заботливых хозяев случаются серьезные и дорогостоящие поломки, на которые кроме прочего укажет цвет и консистенция выхлопа. Скажем, если процесс сгорания топливно-воздушной смеси нарушен, то это отразится на цвете и даже запахе выхлопа. В этой статье мы коснемся основных причин. Белый дым – повод для беспокойств Выхлоп белого цвета коварен: его можно принять за симптом серьезной неисправности двигателя, хотя его наличие будет говорить о другой проблеме, так и наоборот. Начнем с негативного сценарий, а, именно, попадании антифриза в камеру сгорания. В этом случае из выхлопной трубы постоянно валит густой плотный белый дым, который довольно быстро рассеивается в отличие от масляного тумана. Почему антифриз оказывается там, где ему совсем не место? На то разные причины – перегрев двигателя и прогорание прокладки головки блока цилиндров, образование трещин в блоке цилиндров, головке или даже в гильзе. О попадании антифриза в камеру сгорания также подскажут пузырьки в расширительном бачке, падение уровня охлаждающей жидкости и эмульсия вместо масла в двигателе. Эксплуатировать автомобиль с подобной неисправностью категорически нельзя – смазочные материалы утрачивают свои свойства и капитальный дорогостоящий ремонт двигателя потребуется очень скоро. Иногда белый дым из выхлопной трубы автомобиля принимают за последствие попадания антифриза в камеру сгорания, хотя неисправность может и не иметь отношение к системе охлаждения. Так, подобное может происходить из-за износа турбонагнетателя или неисправной системы вентиляции картерных газов, которые гонят масло на впуск. Распознать неприятность позволит зоркий взгляд – у выхлопа будет чуть более темный оттенок или масляные пятна, которые останутся на бумажке, поднесенной к срезу выхлопной трубы. Когда белый дым – это норма В некоторых ситуациях водитель, увидев белый дым (а, точнее, пар), может не паниковать. Подобный эффект может отмечаться при холодном пуске в сырую погоду. Дело в том, что по мере увеличения температуры из выпускного тракта испаряется конденсат и через несколько минут выхлоп снова будет условно прозрачным. То же самое и при запуске в холодную погоду. Например, когда на улице двадцатиградусные морозы или еще более экстремальная температура, то плотный белый пар из выпускной системы – это совершенно обычное явление. Таким образом, чем выше влажность воздуха, тем гуще пар из выпускной системы и, чем ниже температура, тем более плотным он получается. А еще белый дым может напугать владельца дизельного автомобиля – при прогретом двигателе система регенерации сажевого фильтра инициирует выжигание сажи и принудительно обогащает топливно-воздушную смесь, дабы увеличить температуру выхлопных газов и выжечь сажу. Обычно "задымление" прекращается через несколько минут. Богаче или беднее На передней панели спортивных автомобилей иногда красуются датчики, показывающие соотношение топливно-воздушной смеси. У большинства водителей специального прибора, конечно, нет, но об отклонениях в составе подскажут не только изменения в характере автомобиля, но и цвет облачков из выпускной системы. Если двигатель работает на обогащенной смеси, то есть в ней слишком много топлива, то вы увидите темно-серый иди даже почти черный дым из выхлопной трубы. Здесь же будут наблюдаться и другие симптомы – увеличенный расход топлива, неустойчивая работа агрегата вплоть до потери мощности, а также затрудненный пуск. Мотор "богатит" смесь в ряде случаев, например, когда засорен воздушный фильтр, текут топливные форсунки или изношены свечи зажигания. Смесь обедненная (количество бензина в ней не соответствует оптимальным заданным параметрам в меньшую сторону)? Тогда оттенок будет более светлый. Отметим, что отклонение состава топливно-воздушной смеси от нормы может быть вызвано разными причинами, например, разгерметизацией на впуске или проблемами с топливной аппаратурой. О чем говорит сизый цвет Из выпускного тракта вылетают облака характерных сизых оттенков? Это говорит о том, что моторное масло попадает в камеру сгорания, причем, порой в значительных количествах. При угаре до 0,5 л на 100 км двигатель дымит при разгоне, а когда потребление достигает 1 л/100 км, то постоянно – во всех режимах. Симптом может намекать как на условно "профилактический" ремонт, так и на необходимость более серьезных вмешательств в агрегат. Причина сизого дыма и, соответственно, угара смазочного материала может заключаться в изношенных маслосъемных колпачках, что само по себе не является большой проблемой. Гораздо хуже, если изношены поршневые кольца, цилиндропоршневая группа. Само собой, в данном случае увеличится расход масла, что само по себе довольно опасно: водитель может пропустить момент, когда его объем упадет до критического уровня. При износе деталей цилиндропоршневой группы упадет компрессия, но не всегда – сервисмены отмечают, что большое количество масла хорошо уплотняет зазоры, поэтому результаты измерения компрессии могут почти не отличаться от нормы при условии, что зазоры невелики. Кстати, проблема может заключаться в некорректной работе системе вентиляции картерных газов – она может направлять моторное масло во впускной тракт и тогда автомобиль будет пожирать смазочные материалы на высоких оборотах. Водители нередко игнорируют сизый дым из выхлопной трубы и продолжают эксплуатацию автомобиля, просто подливая масло в огромных объемах, хотя ездить на машине в подобном состоянии, конечно же, крайне не рекомендуется.

Каковы причины черного и белого дыма из выхлопной трубы
© Авторамблер