Безопасность на грани абсурда: история улицы в Нижних Сергах, которую заставили дорожными знаками
Об улице Титова, которая находится в Нижних Сергах, мы пишем по следам случайно сделанного снимка. В одной из поездок наш фотограф Максим Воробьев стоял на пригорке и запечатлел панораму города с уходящей вдаль дорогой, проложенной по Титова. Позже, рассматривая изображение, мы удивились, каким по-попугайски разноцветным получилось изображение. Виной тому — нагромождение дорожных знаков. Их было в кадре так много, что рябило в глазах. На километровом отрезке улицы удалось насчитать больше сорока разноцветных табличек! Ощущение безопасности, смешанное с абсурдом. Многие наши читатели откровенно посмеялись над снимком. Одни предположили, что фотография была обработана в фотошопе, другие — что дорожники просто бездумно освоили бюджетные средства, третьи — что улицу решили использовать в качестве учебного полигона для сдачи на автомобильные права. Нам тоже стало интересно, что такого произошло на этой дороге, что на ее обочинах вырос металлический лес. Одомашненная зебра Участок улицы Титова, загроможденный знаками, начинается на въезде в Нижние Серги. Дорога пролегает с севера на юг и ведет к центру города. По бокам — типичный частный сектор, застроенный деревянными домишками. Как только заезжаешь на Титова — будь готов нажать на тормоз. Метров сто — и впереди пешеходный переход. Картина такая: частный дом, а от него зебра ведет к другому частному дому на противоположной стороне. Стучим в ворота. Выходит хозяин по имени Владимир. — Заметили, что у вас персональный пешеходный переход прямо перед домом. Наверное, удобно... — И да и нет. К соседям через дорогу я не хожу, а вот за рулем езжу постоянно. Зебры на Титова не особо мешают водителям, а вот лежачие полицейские ниже по улице мне не нравятся. Они сильно бьют по подвеске. — Почему так много знаков и искусственных неровностей? Дорога аварийная? — Да вовсе нет. Раньше она была грунтовкой, но лет десять назад все закатали в асфальт. Скорости выросли, и понеслось... Стали усиливать меры безопасности. — Не перестарались они с этими мерами? — Знаков, действительно, очень много. Зимой мы расчищаем снег у домов. А потом дорожники приезжают, начинают убирать снежные кучи, чтобы каждую табличку было хорошо видно. Следующая зебра виднеется всего-то метров через двести. Попутно обращаем внимание на узкие и местами полуразвалившиеся тротуары. Они расположены впритык к дороге. При приближении автомобилей приходится отбегать подальше, чтобы не забрызгало грязью. Но при этом есть риск, что в куртку тебе вцепится какой-нибудь местный Бобик, сидящий на цепи возле очередного частного дома (в Нижних Сергах почему-то принято в дневное время держать суровых псов перед крыльцом). Как ни странно, при таком обилии пешеходных переходов в Нижних Сергах можно увидеть, что люди переходят дорогу там, где им удобнее. Особенно грешат этим пенсионеры, спокойно шагающие по проезжей части. Получается, что дорожники зря старались... — А чего бояться? Движение тут редкое, — разводит руками пенсионерка Анна Григорьевна. — Лучше бы остановку автобусную сделали. У меня дочь ездит из Екатеринбурга в гости. Где попросит водителя остановиться, там он и тормозит. А обустроенной остановки нет! Чего не сделают? Автомобилей по Титова, действительно, ездит немного. Когда-то улица была транзитной, но потом вокруг Нижних Серег построили объездную дорогу, огибающую город с его западной стороны. Теперь многим водителям больше не нужно заезжать в населенный пункт. Получается, и знаки не нужны? Отнюдь не так. Дело в том, что на улице Титова помимо жилых домов находятся еще отдел полиции, суд, баня, больница и школа. И перед каждым из этих общественных заведений обустроили зебры с лежачими полицейскими. А перед школой и лечебницей — еще и светофор с кнопками для пешеходов. Вот и получилось, что на километровом участке вырос лес из столбиков и предупреждающих табличек. А снимок Максима Воробьева, сделанный на пригорке, откуда виден изгиб местности, только усилил впечатление, что знаков чересчур много. Все по ГОСТу В больших городах вроде Екатеринбурга такое дорожное обустройство наверняка бы спровоцировало нехилые автомобильные пробки. Но в автоинспекции уверяют, что в глубинке это норма. Такую картину можно увидеть во многих городках Среднего Урала. — Есть ГОСТ, который говорит, что пешеходные переходы должны располагаться на расстоянии не менее 200 метров друг от друга, — объяснил Леонид Лиханов, старший инспектор отдела дорожного надзора УГИБДД по Свердловской области. — Но можно уменьшать эти расстояния с учетом сложившихся пешеходных потоков. На Титова только в одном месте расстояние между зебрами получилось 170 метров. В остальном дорога полностью соответствует регламентам. Людей в частном секторе всегда много. Поэтому и было принято решение об установке знаков и зебр. Потому что проще разместить пешеходные переходы, чем, например, заборы. Ограждения (которые устанавливают в больших городах) там обустроить невозможно. Иначе как люди будут подъезжать к своим домам? Да и невозможно заставить людей в частном секторе пройти лишние 300–400 метров до ближайшего светофора. Это норма для больших городов, но не для маленьких населенных пунктов. Местные жители давно привыкли, что дороги в городе пестрят знаками. Водители не жалуются, пробок это не создает. — У нас ведь не только Титова утыкали пешеходными переходами и лежачими полицейскими, — говорит Валерий Дмитриевич, всю жизнь проживший в городке. — На Розы Люксембург то же самое сделали! Уж не знаю, была ли в этом такая острая необходимость. А могли бы и пораньше об этом позаботиться. В былые годы ездило больше грузового транспорта, из-за местного металлургического производства. А сейчас промышленность пошла на спад. Да, работает завод по производству арматуры, но большегрузы с него тут не ходят. Однако тем, кто за баранкой, лучше держать ухо востро: на дороге знак на знаке, а инспекторы любят караулить нарушителей. Самого меня тоже останавливали. Правда, из-за мелочи. Кстати, лес из дорожных знаков на улице Титова в Нижних Сергах — прекрасный пример того, что небольшие населенные пункты в глубинке нуждаются в объездных дорогах. Большой поток транспорта через частный сектор — это не только неудобно, но и опасно для пешеходов. Поэтому дорожники сегодня стремятся снизить автомобильную нагрузку там, где это возможно. Именно по этой логике действует Уралуправтодор, стараясь разгрузить от пробок трассу Екатеринбург — Тюмень. Дело в том, что дорога, по которой ежедневно проезжают до 15 тысяч автомобилей, проходит через множество населенных пунктов. Транспорт замедляется из-за скоростного режима, пешеходных переходов и светофоров. Но уже к 2024 году вокруг Белоярского, Богдановича и Пышмы построят объездные дороги, чтобы водители не тратили нервы, время и топливо в заторах. Саму трассу между Екатеринбургом и Тюменью при этом планируют расширить до четырех полос, а транспортные потоки на ней — разграничить барьерами. Аналогичные решения будут и на дороге между Екатеринбургом и Челябинском, которую хотят сделать самой скоростной в области.