Войти в почту

Кто убивает «Тролзу». На заводе обнаружилась странная система реализации продукции

Весь март энгельсский завод «Тролза» находится в центре внимания. Мы уже писали о проблемах предприятия, странных долгах завода, приостановке производства. Потом за завод взялись правоохранительные органы. Совсем не ко времени суд События продолжали развиваться стремительно. 13 марта генеральный директор завода Иван Котвицкий был задержан в рамках уголовного дела о взятке. По версии следственного комитета, в 2015 году в ЗАО «Тролза» проверка налоговой инспекции выявила факт неуплаты различных налогов на сумму более 90 миллионов рублей. Проводившая проверку сотрудница ФНС через посредников потребовала у руководства завода два миллиона рублей за то, чтобы в акте проверки снизить сумму долга «Тролзы» по налогам до 40 миллионов. 15 марта в Волжском районном суде Саратова было рассмотрено ходатайства следствия об избрании меры пресечения для Ивана Котвицкого. И в ходе заседания выяснилось немало интересных подробностей. Речь не идет, понятно, о том, что гражданская жена генерального директора проживает в Париже, это их личное дело. Достаточно странно выглядит изложенная Котвицким версия преступления. Гендиректор обвинил главного бухгалтера предприятия Каневскую, которая, по его словам, «разлагала коллектив» и уклонялась от уплаты налогов от предприятия. Каневская, заявил гендиректор, дружила с сотрудницей ФНС, в передаче взятки которой он обвиняется. Иван Котвицкий Средства, которые, по версии следствия, были переданы сотруднице ФНС от имени руководителей предприятия, по словам Котвицкого, являлись «золотым парашютом» главбуха при увольнении. «Они решили просто украсть денег, чтобы не показывать, какие преступления там были совершены. Я признаю, что я выдавал так называемый «золотой парашют», но я не мог подумать, что она использует его на взятки», – заявил гендиректор. Котвицкий выразил готовность давать показания и сотрудничать со следствием, но попросил оставить его на свободе. В ближайшие дни предприятию предстоят два судебных заседания о мировых соглашениях – на один миллиард рублей и 728 миллионов рублей. «При моем участии мы сможем достичь мирового соглашения, и предприятие получит оборотные средства. А сейчас... это приведет к коллапсу. С 1 марта мы предупредили о возможном сокращении 500 человек». «А заместителя у вас разве нет?» – уточнил председательствующий Виктор Кучко. «Они есть, но посмотрите на заместителей. Они не вытащат этот гроб. Я могу выйти, перепоручить, но вопрос – о жизни и смерти предприятия», – ответил Котвицкий. Мерой пресечения Котвицкому назначен домашний арест сроком до 15 мая. Спишем на эмоциональное состояние Котвицкого определение предприятия как «гроб», но попробуем предположить, что будет дальше. На заседании московского арбитражного суда 21 марта помещенный под домашний арест директор участвовать не сможет. Заседание перенесено на 23 апреля. Но и там Котвицкий участвовать не сможет. Впрочем, это дело кажется бесперспективным для энгельсского завода. Мы уже рассказывали эту историю. Дело в том, что ЗАО «Тролза» вписали поручителем на сумму миллиард рублей за ООО «Арно». Это ООО, учрежденное организациями близкими к группе компаний «Букет» Владислава Бурова, выкупило долги Тушинского машиностроительного завода перед Банком Москвы на сумму 4 миллиарда 641 миллион 895 тысяч рублей. Еще 2 миллиарда 150 миллионов составляли просроченные проценты за пользованием кредитом, пени и неустойки. Взыскать что-либо с ООО «Арно», которое не ведет никакой хозяйственной деятельности, затруднительно, но миллиард с завода потребовать вполне можно. Еще надо добавить, что, по всей видимости, целью несостоявшейся сделки было приобретение участка земли в 32,8 гектара под застройку. Крымский десант Продажи троллейбусов «Тролза»вели четыре организации. Сам завод – по 2010 год включительно. ООО «Сар-эксклюзив», выполнившее два контракта на продажу в общей сложности 22 троллейбусов и в настоящее время находящееся в стадии ликвидации; АО ТД «Тролза-Маркет» и ООО «Тролза-Маркет». Основными покупателями саратовской продукции были Петербург и Казань. Главный покупатель городского транспорта в стране – Москва – саратовским продавцам троллейбусов и электробусов не покорилась. Нами зафиксирован только один контракт на поставку троллейбусов в Москву. Его заключило ООО «Сар-эксклюзив» в 2016 году. Объем поставки – 12 троллейбусов. После этого пробиться на московский рынок не удавалось, даже с новой продукцией – электробусами. В мае 2018-го ПАО «КАМАЗ» стало одним из победителей аукционов на поставку электробусов в столицу. По их итогам были заключены контракты с ПАО «КАМАЗ» и ГК «ГАЗ» на поставку каждым из них по сто электробусов. В 2019-2020 годах власти Москвы намерены покупать ежегодно по 300 электробусов. Саратовские троллейбусы в Крыму ЗАО «Тролза» обращалось по этому поводу с жалобами в ФАС РФ. В результате процедура по аукциону, объявленному в 2018 году, приостанавливалась дважды. По мнению представителей «Тролзы», организаторы закупки не рассматривали другие варианты городского транспорта, в том числе ее продукцию. Уже в этом году анонимный представитель завода пояснил журналистам саратовского агентства «Бизнес-вектор» судьбу этих обращений: «Да, мы обращались в ФАС России с заявлением о том, что были нарушены правила закупок, но отозвали его. Почему? Без комментариев, скажем лишь, что если подавали – значит, были уверены в том, что основания есть». Хорошее объяснение, исчерпывающее: были основания подавать заявления в ФАС, были основания отозвать его. Но к тому времени у «Тролзы» и ее продавцов открылся другой рынок – Крым. После присоединения осыпанный российскими деньгами полуостров начал замену парка городского транспорта. В июле 2015 года ТАСС победно рапортует: «Саратовский завод "Тролза" поставит в Крым 277 троллейбусов до конца года». Больше это цифра нигде не встречается, и создается впечатление, что она просто придумана. Так оно и выходит, ибо в конце заметки журналист утверждает, что получил эти данные в саратовском областном правительстве. ООО «Тролза-Маркет» оказалось единственным участником торгов по трем крупным аукционам на поставку своей продукции в Крым. Общая сумма поставок приближается к полутора миллиардам рублей. Заказчиком выступали не сами транспортные предприятия Крыма, а ПАО «Государственная транспортная лизинговая компания». Троллейбусы будут предоставлены в лизинг под гарантии правительств Крыма и Севастополя, поскольку дотационный статус региона не позволяет местным предприятиям платить за транспорт самим. Никакое другое российское предприятие заявок на эти торги не подавало. По первому тендеру требуется отправить 17 троллейбусов. Второй тендер рассчитан уже на 40 троллейбусов. Последний аукцион самый крупный, по нему в Симферополь следует отправить 44 троллейбуса. Все три контракты были заключены в 2015 году. Поставки продолжаются до сих пор. Трудности начались практически сразу. В октябре 2016 года директор севастопольского «Севэлектроавтотранса» Виктор Гончаров говорил: «Изначально планировалось, что поставки троллейбусов начнутся в 2016 году. "Причины задержки от нас не зависят. Мы предоставили всю техническую документацию, – говорит Гончаров, – проблемы на уровне ГТЛК и завода-изготовителя «ТролЗа». В ходе торгов был выявлен ряд недоработок в документации, предоставленной изготовителем, в части обеспечения страховых полисов, обеспечении контракта по банковским гарантиям, которые должен предоставить завод-изготовитель. Недоработки должны быть исправлены и ориентировочно до конца октября будет заключен контракт между заводом и ГТЛК, после этого – между ГТЛК и «Севэлектроавтотрансом».Тогда же Гончаров предупредил севастопольцев о двукратном повышении цен на проезд, объяснив это особенностями лизинга и выравниванием крымских цен с российскими. Насторожила крымских жителей и цена за троллейбусы. Крымский новостной портал !nформер писал в ноябре 2016 года: «В городе есть госпредприятия, которые уверенно и смело осваивают бюджетные средства. Одним из таких передовиков является Государственное казенное учреждение управление по эксплуатации объектов городского хозяйства (ГКУ УЭОГХ). Согласно контракту, Севастополь обзаведётся 78 троллейбусами. Разделив сумму договора на количество ожидаемых транспортных средств, получаем, что один троллейбус обойдётся городу по цене немного более 19 миллионов рублей – это с доставкой и вознаграждением для лизинговой компании. Далее журналисты утверждают, что «при всём богатстве выбора, ни одна из требуемых электромашин не дотягивает по цене до намеченной щедрым покупателем. Самые дорогие троллейбусы в России «Тролза» стоят 8 миллионов рублей, с доставкой будет не более 10, при условии, что для каждого транспортного средства будет подаваться отдельный самолёт». На самом деле в заключенных между ООО «Тролза-маркет» и Государственной транспортной лизинговой компанией самая высокая цена 14 миллионов 548 тысяч рублей. Важно то, что в контрактах не указывается марка троллейбуса или электробуса, соответственно трудно утверждать, что в России троллейбус стоит 10 миллионов, а в Крыму 19. Тем более что в крымских контрактах есть и изделия по цене 9 миллионов 173 тысячи и по 8 миллионов 660 тысяч. Дело в другом – насколько крымские деньги помогли заводу? Мы уже упоминали, что реализацией продукции энгельсского завода занимались четыре организации. Одна – сам завод ЗАО «Тролза». Последний контракт от имени завода был заключен в 2011 году на поставку трех троллейбусов в город Березники. Был, правда, еще один непонятный контракт, о нем мы расскажем позже. Было общество с ограниченной ответственностью «Сар-эксклюзив» – на его счету два контракта. Решением Арбитражного суда Саратовской области по делу А57-23491/2018 от 29.11.2018 г. ООО «Сар-Эксклюзив» признано несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство по упрощенной процедуре ликвидируемого должника сроком на четыре месяца, по 29 марта 2019 года. Поныне действует АО «ТД Тролза-Маркет» с генеральным директором Дмитрием Юрьевичем Ромашиным. Это мощное предприятие, где числятся шесть работников, а уставный капитал составляет 10 тысяч рублей, в период с 2015 по 2018 год продало 72 троллейбуса. Учредителем АО «ТД Тролза-Маркет» является Евгений Владимирович Некрасов. И наконец, основной продавец продукции завода – ООО «ТролзаМаркет». Здесь работает больше 160 человек, директор Игорь Евгеньевич Малиновский. Единственный учредитель – АО «Гортранс». И это очень успешное предприятие. Вот его показатели. БАЛАНС тыс. руб. ВЫРУЧКА тыс. руб. ПРИБЫЛЬ тыс. руб. 1647243 3265464 14981 1777094 1397516 2970773 1531189 1385836 1104191 1312049 3280212 1698288 3014590 То есть за 2017 год выручка составила более трех миллиардов рублей, а прибыль – почти 15 миллионов. Не в ущерб себе сработал в 2017 году и торговый дом «Тролза-Маркет», его чистая прибыль составила 1 миллион 991 тысячу рублей. Очень важным нам представляется тот момент, что самого завода в учредителях продающих его продукцию обществ нет, то есть они не дочерние предприятия завода и формально не связаны с ним. Представляем данные по заключенным контрактам: ЗАО «Тролза» с 2010 по 2017 год заключило госконтрактов на всего 25,7 миллиона рублей. Но особняком стоит контракт с ГТЛК на 2,3 миллиарда рублей на поставку 150 троллейбусов, о котором пойдет речь ниже. ООО «Сар-эксклюзив» в 2016 году заключило контрактов на 345,1 миллиона рублей. АО ТД «Тролза-маркет» с 2015 по 2018 заключило контрактов на 493,9 миллиона рублей. ООО «Тролза-маркет» с 2010 по 2017 заключило контрактов на 9,4 миллиарда рублей. Каково же экономическое положение завода, имеющего столь успешных продавцов его продукции? Вот строки из обращения коллектива «Тролзы» своего директора: «…Дни, когда решается вопрос жизни или смерти завода». Похоже, не помогли и крымские контракты. Одна беда спешит сменить другую Проблемы «Тролзы», между тем, увеличиваются. Мы уже писали, что Петербург был одним из основных закупщиков продукции завода. За последние годы туда была поставлена 191 единица. Сейчас правительство Санкт-Петербурга хочет заменить все городские автобусы на электробусы, – заявил врио губернатора Санкт-Петербурга Александр Беглов. Город уже приобрел первые 10 электробусов и зарядные станции к ним за 214 миллионов рублей. Поставщик – группа Volgabus. В ближайшей перспективе Санкт-Петербург приобретет еще 50 электробусов, в случае их замены на электробусы по цене первого конкурса Санкт-Петербургу потребуется более 30 миллиардов в сегодняшних ценах. Электробусы, поставленные группой Volgabus, были выпущены на недавно построенном заводе «Волгабас-Владимир». Его мощности – до 2500 автобусов и электробусов в год – позволяют целиком удовлетворить потребности Санкт-Петербурга. На улицы Петербурга выйдут электробусы компании «Волгабас-Владимир». Фото – expert.ru Но почему не «Тролза»? Возможно, сказался прежний опыт сотрудничества питерской мэрии с ООО «Тролза-маркет». Общество в 2017 году выиграло конкурс на поставку 105 троллейбусов и задерживало их поставку. 11 сентября комитет по транспорту подал иск к «Тролза-маркету» в Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти. Комитет требовал более 2,2 миллиона рублей за нарушение сроков гарантийного ремонта троллейбусов, которые были закуплены в 2014 году. В 2017 году комитет уже взыскивал с завода 76000 рублей неустойки за просрочку гарантийного ремонта. Фактически сорваны поставки в Красноярск на поставку новых троллейбусов к Универсиаде. Договор, заключенный в июне 2018 года между МУП "Красноярское АТП №5" и ТД «Тролза-Маркет», не выполнен. Согласно техзаданию, подрядчик должен был поставить 7 обычных и один низкопольный троллейбус не позднее 28 февраля 2019 года. Сумма контракта составила 65 миллионов рублей. 5 февраля в Красноярск прибыл один троллейбус – низкопольный «Мегаполис». Однако у него выявили множество дефектов. Семь троллейбусов «Оптима» до 17 марта не были поставлены. Контракт действует до 31 марта. В случае просрочки поставщик должен оплатить пени за каждый день просрочки. Впрочем, ничего удивительного в этом нет, ведь, как известно, всю вторую половину прошлого года и начало этого «Тролза» не могла отгружать продукцию из-за санкций Росстандарта. Есть и еще один камень на шее завода – это исковое требование на сумму 763 миллиона со стороны Государственной транспортной лизинговой компании. Это очень странная история. Был открытый конкурс на поставку 150 троллейбусов за 2,3 миллиарда. Есть решение от 4 июля 2018 года Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа, которое указывает, что ЗАО «Тролза» выиграло этот конкурс.Суд, правда, рассматривал не вопрос выполнения заказа, а претензии третьих лиц к проведению конкурса и отверг их. Есть определение Арбитражного суда города Москвы о принятии искового заявления к производству, подготовке и назначении предварительного судебного заседания. Суть дела в рассмотрении иска ГТЛК к ЗАО «Тролза» о невыполнении договора поставки № ДКП 0642-001-Ф/2017 от 28.12.2017. Заседание назначено на 8 апреля. Фото – Олег Елкис Кто за что отвечает Необходимо коротко сказать о главном продавце энгельсских троллейбусов – ООО «Тролза-Маркет». В структуре его собственников мы видим участников истории о поручительстве завода на миллиард рублей. Так, единственным владельцем ООО «Тролза-Маркет» является АО «Гортранс», которым, в свою очередь, владеют АО «Гарда» и ООО «Плещеево». В качестве исторической справки можем указать, что среди бывших владельцев АО «Гортранс» числятся «НВК Банк», ООО «Инвест Холдинг», то есть структуры, близкие к Владиславу Бурову и Лидии Петровне Барабановой. АО «Гарда» в предыдущих материалах нами не упоминалось, но его положение достаточное серьезное, поскольку через не известных широкому кругу читателей Елену Низову и Инну Соскину это общество напрямую связано с АО «АРНО», за которое и поручился завод «Тролза» на миллиард, а также с ООО «Плещеево». При этом сам завод формально перестал иметь отношение к ООО «Тролза-Маркет» с 25.11.2009 года. Если подводить предварительные итоги, то положение завода «Тролза» близко к критическому. Можно называть много причин того – потеря столичных и питерских контрактов, усиление прежних конкурентов и появление новых. Но, на наш взгляд, есть другие причины, не менее значимые. Они в том, что завод стал разменной монетой в странных финансовых операциях – имеется в виду договор поручительства по миллиардному кредиту. А еще в том, что из завода сосут последние соки торговые организации. Общего с заводом у них только слово «Тролза» в названии, зато к группе компаний «Букет» по крайней мере одна из этих компаний имеет прямое отношение.