Войти в почту

Готовы ли граждане переходить на цифровые финансовые услуги

Достигнуть стабильностиОсновной целью денежно-кредитной политики Центрального банка является поддержание ценовой стабильности, то есть стабильно низкой инфляции. В таких условиях заработные платы, пенсии и другие доходы, а также сбережения населения и средства предприятий защищены от непредсказуемого обесценивания. Это позволяет более уверенно планировать расходы, в том числе долгосрочные. Из-за повышения ставки НДС и других разовых факторов в начале года уровень инфляции в СЗФО, как и в России в целом, увеличился. В годовом выражении инфляция в СЗФО в феврале составила 5,1процента. При этом темпы прироста цен в феврале по сравнению с предыдущим месяцем в округе снизились до 0,4 против 1,0 процента в январе.Особенно на рост инфляции на Северо-Западе повлияли продовольственные товары. Среди плодоовощной продукции в феврале заметно возросли цены на помидоры - на 25,4 процента в годовом выражении, огурцы подорожали на 11,3 процента. Эксперты связывают удорожание продуктов с ростом затрат аграриев на электроэнергию из-за более холодной зимы в текущем году по сравнению с 2018 годом, а также завершением государственной программы поддержки строительства теплиц. В то же время цены на мясные продукты в феврале стабилизировались после повышения в конце прошлого года. В результате годовые темпы прироста цен на эти продукты в феврале снизились.Ценовая стабильность создает благоприятные условия для ведения бизнеса. Она делает доступнее заемное финансирование.В условиях высокой инфляции банки кредитуют клиентов по более высоким ставкам, предоставляя средства на более короткий срок, чтобы снизить риски. Стабильно низкая инфляция, напротив, способствует сокращению инфляционной премии, закладываемой банками в процентные ставки, и повышению предложения долгосрочных кредитов.По словам заместителя начальника Северо-Западного главного управления Банка России Вадима Пивоварова, Центральный банк задает количественную цель по инфляции (вблизи 4%) и публично ее объявляет, чтобы население, бизнес и участники финансового рынка могли учитывать ее при планировании своей деятельности и принятии решений.- Банк России рассматривает несколько сценариев развития экономической ситуации, при этом в своих прогнозах мы ожидаем, что повышение инфляции в России будет носить временный характер, и инфляция вернется к 4 процентам уже в первой половине 2020 года, - поясняет он.Изменить ситуациюПри этом, по словам экспертов, вопросы денежно-кредитной политики нужно рассматривать лишь в комплексе с процессами, направленными на развитие финансового рынка в условиях цифровой экономики.Например, со стандартизацией финансовых услуг. Зачастую клиент пользуется менее выгодной для него услугой, не зная о других предложениях. Дело в том, что сегодня сравнить условия в разных банках очень тяжело. Для этого нужно долго "рыскать" по сайту в поисках тарифной сетки и в конце концов находить ее, но в совершенно нечитаемом виде. В Европе на этот счет уже давно была принята вторая Директива о платежных услугах (PSD2), согласно которой банки обязаны называть свои услуги одинаковым образом.По словам исполнительного директора ассоциации "Электронные деньги" Павла Шуста, в принятой два года назад Директиве есть еще пара интересных решений. Благодаря ей человек может открыть счет в одном банке, но пользоваться мобильным приложением другого - своеобразное повышение конкуренции на последней стадии.- Разделение услуг помогает избежать излишнего навязывания. Сегодня банк - это интегрированный холдинг. Сначала оказывается одна услуга, потом обязательно другая. Когда вы приходите получить банковскую карту, вам не только дают ее, но и открывают банковский счет. А ведь это необязательно, но вы все равно соглашаетесь. Простой пример: если вы хотите купить в магазине бутылку кефира, а вам предлагают на кассе еще и стакан, вы, конечно, откажетесь. А ведь это точно такое же навязывание, - рассуждает эксперт.Зачастую клиент пользуется менее выгодной для него услугой. Дело в том, что сегодня сравнить условия в разных банках очень тяжелоКроме того, сегодня многие клиенты не решаются поменять обслуживающий банк из-за мучительной волокиты: нужно перенести все автоплатежи, онлайн-банк, отвязать прошлую карту от всех платформ и приложений и привязать новую. В Европе уже упомянутая платежная директива регламентировала смену банка: там в течение 12 месяцев старый банк автоматически перенаправляет все поступающие платежи по новым реквизитам. Хотя на сегодняшнем стремительно меняющемся экономическом рынке начинает подвергаться сомнениям и смена реквизитов: в чем состоит смысл? Сотовые операторы, например, уже давно предлагают услугу "смена оператора с сохранением номера". Почему бы так не сделать и в банках? Последней инновацией в этом направлении на российском рынке стала внедряемая ЦБ система быстрых платежей между клиентами любых банков с использованием, к примеру, только номера телефона.Переход на цифровые технологии необязательно означает смерть банков в их привычном виде и переход полностью на онлайн-платформы, считает Павел Шуст. Вероятно, грядет распространение нишевых банков, сосредоточенных на одном направлении услуг или на определенных клиентах. Например, отдельный банк для моряков, отдельный - для преподавателей, еще один - для предпринимателей.Все же растущую востребованность цифрового "банкинга" нельзя отрицать: по сведениям Сбербанка, в СЗФО в течение одной минуты принимается более 500 платежей. 300 из них - удаленно.Приготовиться к новым технологиямЭволюция финансовой доступности сегодня невозможна без внедрения цифровых технологий, это подтверждают все эксперты. Другой вопрос: а готовы ли россияне переходить на цифровые финансовые услуги? Согласно исследованию, проведенному Аналитическим центром НАФИ в январе 2019 года, 33 процента из опрошенных никогда не пользовались ни мобильным приложением, ни интернет-банком. В основном в эту цифру вошли люди старше 55 лет, имеющие небольшой доход и проживающие в небольших городах.То есть примерно из-за одной трети населения страны полный переход на цифровое обслуживание банками окажется невозможным. Также в начале года Министерство финансов РФ составило рейтинг финансовой грамотности регионов России - в нем Санкт-Петербург оказался в группе регионов с уровнем финансовой грамотности ниже среднего.

Готовы ли граждане переходить на цифровые финансовые услуги
© Российская Газета