Войти в почту

Самый большой атомный ледокол в мире выйдет в море в следующем году

Это уже не первая задержка в графике строительства головного атомохода данного проекта. Первоначально его предполагали сдать в 2017 году. Но главной проблемой строительства стали турбины для ледокола. Их предстояло испытывать на Харьковском турбинном заводе, но из-за политической ситуации это стало невозможно. Стенд для испытаний турбин пришлось строить на предприятии "Киров-Энергомаш" в России. Судостроители жаловались на многочисленные проблемы, связанные с нехваткой кадров, большим перерывом в строительстве подобных судов, утрату компетенций, переделку техпроекта и документации. В итоге сдачу ледокола пришлось перенести на 2019 год. Сейчас стало понятно, что и этот срок выдержать не удастся. Кроме того, в расчетах использовались прогнозные цифры по относительно незначительным в арктических масштабах проектам, разрабатываемым и небольшими компаниями. Все это в сумме дает около 82 миллионов тонн, что даже больше, чем первоначальные прогнозы. Это означает, что к 2022 году должно быть построено как минимум два новых двухосадочных ледокола, иначе с подобной транспортной нагрузкой Севморпуть может не справиться. Тем не менее Мустафа Кашка подчеркивает, что "ледовой паузы" допущено не будет. Продление ресурса действующих гражданских атомоходов становится одной из главных задач на ближайшее время. - В этом году принимаем решение о продлении эксплуатации реакторной установки ледокола "Ямал" до 200 тысяч часов, ледокол сможет работать ориентировочно до 2028 года, - отметил он в одном из интервью. - В 2020 году завершатся научно-исследовательские работы в ОКБМ имени Африкантова по ледоколам "Таймыр" и "Вайгач". Ресурс реакторных установок этих судов уже продлен до 200 тысяч часов. Следующий шаг - продление их до 235 тысяч и 260 тысяч часов соответственно, в таком случае их эксплуатация возможна до 2025 и 2027 годов. Еще одна задача - сократить сроки ремонта ледоколов и увеличить период их эксплуатации. Сейчас атомоходы очень востребованы. Если в 2009 году среднее время пребывания их в арктических рейсах составляло 158 суток в год, то в 2017 году - уже 278. Годовой срок работы ледокола предполагается довести до 10 месяцев. Иными словами, в ремонте они должны находиться только два месяца в году. При этом загрузка в судоремонтном производстве неритмична. Сейчас почти все ледоколы находятся в рейсах. Когда они вернутся в порт приписки, предстоит провести их техобслуживание, причем одновременно. Этой задачей заняты 140 судоремонтников, их не всегда хватает для проведения масштабных работ. Чтобы решить эту проблему, в октябре прошлого года был заключен трехлетний договор на техническое обслуживание и ремонт судов с еще одним предприятием, где работают около тысячи человек. С их помощью можно будет оперативно увеличивать количество рабочих, задействованных в ремонтных работах. Прямая речь Вячеслав Рукша, директор "Росатомфлота": - Если мы действительно собираемся двигаться серьезно, динамично на рынок сжиженного природного газа, требуется решение о строительстве двух-трех ледоколов "Лидер" к 2029-2030 годам. Атомные ледоколы строятся пять-семь лет, и этот срок необходимо учесть при принятии решения.

Самый большой атомный ледокол в мире выйдет в море в следующем году
© Российская Газета