Войти в почту

Засекреченный "Москвич" "Велар", о существовании которого знали только инженеры АЗЛК

Мы неоднократно рассказывали о нереализованных проектах столичного предприятия, а сегодня смахнем пыль времени с очень интересного автомобиля, созданного командой АЗЛК и отдадим дань уважения романтическому порыву инженеров и дизайнеров. Попытки создать народный спорткар в СССР предпринимались не только гражданами, мечтавшими о недосягаемых иномарках, но и автогигантами – достаточно вспомнить тольяттинскую Kalina Sport и Vesta Sport, а также печальную историю суперкаров Marussia. "Вот бы нам маленькое легкое купе с эффектным экстерьером и соответствующими ездовыми свойствами", – воскликнет неравнодушный к развитию отечественного автопрома. Удивительно, но такая машина в нашей истории была. Вернее, почти была. По иронии судьбы проект назывался "Велар" – прямо как роскошный кроссовер Range Rover Velar, а его отцами-создателями выступили инженеры и дизайнеры АЗЛК, которые в начале девяностых покинули погружающийся в пучину кризиса завод. Среди ушедших был ведущий конструктор Вячеслав Грымов, Виктор Андронов, сын Александра Андронова, главного конструктора МЗМА/АЗЛК с 1951 по 1972 год, дизайнер Марат Елбаев и Сергей Ивакин, специалист по аэродинамике Сергей Бартенев. Впрочем, они не разлетелись кто куда, а прямо на территории завода приступили к разработке элементов внешнего тюнинга для "Москвичей". А позже бросили силы на то, что нынче принято называть новомодным и не всегда уместным словом "стартап". Проще говоря, гении инженерного дела решили создать свой собственный автомобиль. И какой – среднемоторную таргу! Первое, что приходит на память – это Porsche 914 и Ferrari Mondial или японский кей-кар Autozam-1 на пару Honda Beat. Название "Велар", не имевшее никакого отношения к английскому языку, было придумано Сергеем Бартеневым и являлось аббревиатурой – "ВЕЛиколепный Автомобиль России". Гуру аэродинамики, не понаслышке знавший о том, как совершенство кузовов рождается под натиском воздушных потоков, явно не мелочился! Для водителя с бензином в крови машина обещала соответствие своему имени. Предполагалось, что спорткар массой 800 кг, длиной 4300 мм и шириной 1750 мм получит инжекторный вариант двигателя УЗАМ 3320 объемом 2,0 л расчетной мощностью около 120 л.с. Еще более привлекательно выглядел агрегат Renault F3R того же объема. Базовая версия виделась создателям переднеприводной, хотя задумывался и полноприводная модификация: компоновка силового агрегата у "Велара" продольная, а фокус в том, что конструкция спорткара позволяла поменять ее на поперечную, если бы в ходе испытаний выявились существенные просчеты в ездовых свойствах или распределении веса по осям. В шасси со стойками МакФерсон и многочисленными "москвичевскими" компонентами соседствовали оригинальные рычаги и пружины. Сейчас кузов "Велара" покажется этакой милой архаикой, но вспомните дизайнерские веяния, характерные для начала девяностых, и вы поймете, что тогда автомобиль выглядел как минимум достойно. Инвестировать реализацию проекта, созданного без каких-либо макетов, взялась компания "Интертап". На первом этапе персонал базировался на территории ВТУЗа при ЗИЛе, а когда дело дошло до строительства первого прототипа, передислоцировался на СеАЗ в Серпухове, более подходящий для выполнения ответственной задачи. Кстати, собирали машину не на оборудовании, а вручную. Неоценимым оказалось участие КБ Антонова, имевшее оснащение для работы с композитными материалами и изготовившее очень легкий кузов – один только капот весил около трех килограммов… Сборку так и не закончили в связи с прекращением финансирования – компания-инвестор прекратила деятельность, что частенько случалось в те годы с "бизнес-проектами". Да и политическая обстановка начала девяностых годов также не располагала к подобным нишевым, амбициозным и рискованным проектам, которые вряд ли вообще возможны в нашей стране без поддержки крупного автопроизводителя. Все, что успели построить бывшие сотрудники АЗЛК, купила фирма "Автолайт". Осталось ли хотя бы что-то от единственного незаконченного прототипа "Велара", неизвестно…

Засекреченный "Москвич" "Велар", о существовании которого знали только инженеры АЗЛК
© Авторамблер