Войти в почту

Все по науке: как траблшутинг решает транспортные проблемы Москвы

В РАНХиГС состоялась необычная лекция. Директор НИИ «МосТрансПроект» Александр Поляков на пару с собственным голографическим двойником рассказал слушателям о том, как методики траблшутинга (науки о решении сложных задач) совершенствуют транспорт Москвы. Лекцию открыла материализовавшаяся в аудитории голограмма Александра Полякова. Цифровой двойник директора МосТрансПроекта рассказал собравшимся о современной профессии траблшутера – человека, эффектно решающего особо сложные и запутанные проблемы. Траблшутеры вступают в дело там, где все остальные опускают руки – и применяют свою креативность, чтобы найти выход из неразрешимых ситуаций. Во второй половине лекции в аудитории появился настоящий Поляков. Прервав своего цифрового близнеца, он рассказал о том, что траблшутинг – это не только обостренная смекалка и выдающаяся сообразительность. Это – целая наука, со своей методологией, которую изобрели еще в СССР. Она известна многим отечественным инженерам как теория решений изобретательских задач, сокращенно – ТРИЗ. «МосТрансПроект» давно взял эту науку на вооружение и активно применяет ее при решении проблем московской транспортной сети. В борьбе за идеальный транспорт НИИ использует широкий набор подходов ТРИЗ: системный, функциональный, структурный, пространственный, временный, материальный и энергетический. При обнаружении проблемной ситуации нужно определить ключевой фактор, лежащий в ее основе. Александр Поляков рассказал, как этот метод позволил дать отдельным дорогам дополнительную полосу, что значительно облегчило движение. Это удалось сделать за счет переразметки дороги и сужения ширины полос. Дополнительную полосу можно сделать общедоступной, а можно выделить исключительно для общественного транспорта. Пример применения пространственного подхода ТРИЗ можно найти на Каширском шоссе на участках: Борисовские пруды — улица Кошкина и Ясеневая улица — МКАД . Вместо 4 полос стало 5 за счет переразметки. Другая проблема возникала из-за структурных особенностей дорожного движения. На Х-образном перекрестке двухполосных дорог насчитывается 32 потенциально конфликтные точки, где автомобилям сложно разъехаться. Это не только затрудняет движение, но и мешает пешеходам переходить дорогу. Взяв на вооружение структурный подход ТРИЗ, специалисты предложили организовать на ряде таких улиц одностороннее движение. Таким образом, число конфликтных точек было уменьшено вдвое, а безопасность для пешеходов возросла. Временной подход ТРИЗ был применен при внедрении пилотного проекта «Умная магистраль». Речь идет о новом способе управления светофорами. C помощью системы управления транспортными потоками мы можем прогнозировать, с какой скоростью поедет транспорт. Когда мы определяем скорость потока – сможем найти оптимальный режим светофоров. То есть построить для машин «зеленую волну». По ней автомобиль, двигаясь с определенной скоростью (как правило, около 50 км/ч), всегда будет попадать на зеленый сигнал светофора. Эксперимент проводили на Щелковском шоссе, за две недели скорость движения выросла на 12%. Следуя материальному подходу ТРИЗ, специалисты создали безопасные зоны с умеренной скоростью движения. Применяя функциональный подход, разделили движение по функциям, на примере «грузового каркаса», ограничив движение тяжелых грузовиков в отдельных местах. Подводя итоги, Александр Поляков отметил, что научные методы ТРИЗ имеют большой потенциал. Воспользовавшись этим потенциалом, НИИ «МосТрансПроект» уже решило многие транспортные проблемы Москвы – и, конечно, продолжит применять эту науку в дальнейшем.

Все по науке: как траблшутинг решает транспортные проблемы Москвы
© Naukatv.ru