Ещё
На северо-западе Москвы перевернулось такси
На северо-западе Москвы перевернулось такси
ДТП
«Разбились где-то под Питером»: что случилось с сыном Валерии
«Разбились где-то под Питером»: что случилось с сыном Валерии
ДТП
Названы самые популярные марки автомобилей в России
Названы самые популярные марки автомобилей в России
Автоновости
Чем плохо гаражное хранение автомобиля зимой
Чем плохо гаражное хранение автомобиля зимой
Бортжурнал

Дмитрий Потапенко: Сезон закончится, цены останутся… 

Дмитрий Потапенко: Сезон закончится, цены останутся…
Фото: ИД "Собеседник"
зафиксировал резкий рост цен за последние три месяца на капусту (на 51,8% — против 29,7% за аналогичный период 2018-го), помидоры (на 33,7%, а в 2018-м — всего на 3,7%), репчатый лук (на 28,3%, в 2018-м — на 11,9%), огурцы (на 27,4%, а в 2018-м — на 5,2%).
Отчасти рост цен, конечно, объясняется повышением НДС на 2 пункта. Отчасти — инфляцией. Отчасти, как уверяет ассоциация «Руспродсоюз», прерыванием цикла производства овощей из-за профилактических работ на тепличных комбинатах — многие производители решили, что спрос будет падать, и занялись техобслуживанием теплиц.
Но последнее едва ли касается капусты или лука… Изнутри мы, ретейлеры, видим следующую картину.
Овощи надо не только выращивать, но и хранить. Мы очень много машем флажком импортозамещения, но пока в этом же флажке не появится целый комплекс товаров и услуг, который называется логистикой: место хранения, переработка, упаковка, комплектовка и т.п., — до тех пор у нас так все и будет происходить. Мы так и будем сидеть на импорте.
Это, так сказать, видимая часть айсберга проблем.
Есть и более серьезные причины: было бы недурно, если бы государство дало нашим аграриям налоговые вычеты для создания продуктов, потому что у них очень много издержек: тарифы, дорожающий бензин, налоги… А льгот никаких. Конечно, есть субсидирование. И все это классно. Но это все потом — после урожая.
И я уж не говорю о том, что сейчас по результатам субсидий как грибы после дождя стали возникать уголовные дела. Так что субсидия — такая вещь, которую я мог бы порекомендовать брать лишь в том случае, если она вам очень сильно нужна.
В общем, сезонные скачки цен — далеко не главная причина их роста: сезонность у нас всегда была, есть и будет. Главное же — отсутствие инфраструктуры.
Ну и конечно, наше государство еще много чего вложило в ценообразование. Кроме упомянутого повышения НДС и инфляции, можно вспомнить еще этот «Меркурий» (электронная сертификация товаров) — система еще не встала, но расходы на нее уже пошли. И много чего другого. В цену вложено столько, что я даже удивляюсь, почему продукты так мало дорожают.
// Фото: Global Look Press
Но, само собой, во всем оказываются виноваты «спекулянты», как обычно говорят про посредников и продавцов. Да нет, виновата система организации: государственная машина только и занимается тем, что в каждое телодвижение производителя вкладывает свою составляющую.
И не надо надеяться, что пройдет сезон, когда овощей не хватает, и цена сразу сильно упадет. Если и упадет, то процентов на 5, не больше. Но, думаю, власти подкинут еще что-нибудь, что приведет к ее росту. Я еще ни разу не видел, чтобы цена существенно снижалась: как только появляются какие-то рыночные условия, тут же возникает очередная законодательная инициатива, которая эти условия убивает.
А рыночные условия — это жесточайшая конкуренция, то есть переизбыток производства: товаров, логистики, ретейла… Всего. Власть никогда на переизбыток не пойдет.
Дмитрий Потапенко, экономист-предприниматель
* * *
Материал вышел в издании «Собеседник» №11-2019 под заголовком «Сезон закончится, цены останутся…».
Видео дня. Полиция нашла склад с контрафактными автозапчастями в Подмосковье
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Больше видео