Ещё
Один человек погиб в ДТП на юге Подмосковья
Один человек погиб в ДТП на юге Подмосковья
ДТП
В России в октябре упали продажи Nissan
В России в октябре упали продажи Nissan
Автоновости
Судмедэксперта призвали к ответу за "пьяного мальчика"
Судмедэксперта призвали к ответу за "пьяного мальчика"
ДТП
Названа дата дебюта нового дешевого седана Nissan
Названа дата дебюта нового дешевого седана Nissan
Автоновости

Автомобиль оставляет следы в блокчейне 

Автомобиль оставляет следы в блокчейне
Фото: Инвест-Форсайт
Какой будет автоиндустрия в XXI веке? Американо-белорусский стартап VINchain делает ставку на блокчейн. Компания разрабатывает платформу, на которой можно отследить историю технического обслуживания автомобиля, показания одометра, расход топлива, а также безопасно обмениваться данными для его продажи или получения страховки. Стартап уже вышел в США и намерен в ближайшие два года развернуть проект в Великобритании и ОАЭ. Что особенного в VINchain?
От идеи к стартапу
Алекс Майлз (Alex Miles) — типичный кандидат на роль разрушителя «старой» системы. Молодой и амбициозный. В 2016 году он с отличием окончил Международный университет Флориды, где изучал менеджмент информационных систем. После окончания вуза Алекс работал в проектах, тесно связанных с автомобильной индустрией. В одном из них он познакомился с . У них совпали интересы — оба оказались энтузиастами в сфере инновационных технологий, блокчейна и криптовалют.
В 2016 году они придумали проект VINchain. Идея понравилась основателю компании EasyExport.us Андрею Крайнику, он присоединился к тандему Майлза и Листопада (сейчас Крайник занимает пост директора по инновациям VINchain).
«Мы видели, как на разных площадках продают «подправленные» аукционные машины, которые затем появляются у дилеров полностью исправленными. Так пришла идея сделать платформу данных, которая бы позволила открыто пользоваться информацией и подтверждать свою неизменность», — рассказывает Алексей Листопад, ставший впоследствии директором по маркетингу и продажам VINchain.
В 2017 году компания привлекла на ICO $4,5 млн Штаб-квартиру было решено оставить в США, а команду разработчиков нанять в Минске (сейчас над проектом работает около 30-40 человек, включая удаленных сотрудников).
«Все прозаично: это дешевле», — объясняет Листопад.
Сначала предприниматели хотели сделать с помощью блокчейна прозрачной покупку автомобиля. Но с развитием платформы поняли, что нужно мыслить глобально — на этой технологии можно построить целую экосистему данных. Если VINchain начнет собирать разную информацию о состоянии автомобилей, она заинтересует не только частных покупателей, а дилеров, страховые компании, банки и корпорации. Будущие возможности увлекли руководство VINchain. В прошлом году стартап вышел в США — сейчас в базе VINchain насчитывается свыше 500 млн автомобилей.
«Мы создаем торговую площадку данных, где каждый получит вознаграждение за предоставленную информацию. Выгода очевидна для всех участников сети», — добавляет он.
Великий могучий блокчейн
VINchain появился в нужное время и в нужной стране. Согласно отчету Daring to Be First, 62% автопроизводителей рассчитывают на то, что к 2021 году блокчейн станет «подрывной силой» в индустрии. 95% компаний намерены вложить «умеренные или значительные» инвестиции в технологию в течение следующих нескольких лет. Как работает VINchain? Платформа напрямую собирает информацию, убирая слой посредников. Покупатели и продавцы, банки и автодилеры, представители органов власти и страховые компании могут делиться друг с другом данными и проверять историю автомобилей для своих целей.
Мгновенное обновление базы делает финансовые транзакции проще и надежнее, а «прозрачность», которую обеспечивает блокчейн, снижает уровень мошенничества и контрафакта. Чтобы расширить целевую аудиторию, VINchain разрабатывает несколько продуктов. VINchain Data Verifier — пользовательские интерфейсы, которые позволяют частным лицам проверить неизменность информации о транспортном средстве, которая уже есть в системе VINchain. VINchain Passport дает возможность запросить отчет по интересующей машине. VINchain Block Explorer показывает транзакции — каждый поставщик данных получает вознаграждение в виде VIN-токенов (на момент публикации 1 VIN-токен стоил $0,01).
«Мы предоставляем данные по разным запросам, — объясняет Алексей Листопад. — Например, страховым компаниям. Если вы агрессивно водите автомобиль, часто разгоняетесь и резко тормозите, реже проходите техническое обслуживание, значит, для вас страховка будет стоить чуть дороже. Если ездите спокойно, не нарушаете правила дорожного движения и не превышаете скорость, она будет ниже, чем для обычного пользователя».
Сейчас VINchain собирает данные у автодилеров, владельцев машин, страховых компаний, госорганов, например DMV (американский аналог нашей бывшей ), банков, лизинговых компаний и просто с сайтов по продажам авто.
«Страховые компании знают ваш пробег, были аварии или нет. Дилеры тоже знают ваш пробег и когда вы обслуживали машину. Информация собирается по крупицам», — добавляет он.
Любой клиент — будь то частное лицо или компания — за один запрос платит 25 VIN-токенов. Они распределяются на каждого поставщика в зависимости от ценности информации.
«Она может быть разной — например выстрел подушки во время аварии и подкачка колеса. Для безопасности будущего владельца выстрел подушки — важная информация», — рассказывает директор по маркетингу и продажам VINchain.
OBD-девайс в помощь
Чтобы увеличить базу данных, VINchain намерен собирать данные с OBD-девайсов. Разработанная стартапом система будет адаптироваться под разные модели устройств, но в планах — представить продукт под своей маркой. На  и  устройство VINchain будет стоить примерно $60.
«Мы также ведем переговоры с операторами мобильной связи, которые будут рекомендовать OBD-девайс как свой. Это еще один канал продаж. Комплект с интернет-карточкой будет стоить чуть дороже, чем на Amazon», — говорит Алексей Листопад.
Начав разработку платформы в 2017 году, стартап собирался получить первую прибыль через год и выйти, помимо США, в Европу. Но падение курса криптовалют нарушило планы — инвестиции остались на развитие в США. VINchain набирает обороты на местном рынке с прошлого года: пользователи уже могут заказать отчет по интересующему автомобилю и отследить историю технического обслуживания машины. В разработке — мобильное приложение и web-версия GPS-трекера.
«Монетизация тоже почти готова — можно оплачивать отчеты VIN-токенами. Скоро будет добавлена функция оплаты фиатными деньгами», — говорит Алексей Листопад.
После США VINchain намерен в ближайшие два года выйти на рынки Великобритании и ОАЭ. Несмотря на корректировку планов по экспансии, стратегия монетизации останется прежней — с каждой транзакции компания берет 1,5%.
«Мы хотим зарабатывать за счет роста платформы и увеличения цены на токен, который является основной валютой при взаиморасчетах с поставщиками данных и заказчиками, а также занять B2B-рынок и предоставлять данные корпорациям», — рассказывает директор по маркетингу и продажам VINchain.
Старые-новые конкуренты
Парадокс, но стартап с белорусскими корнями не собирается разворачивать свою платформу на родине.
«Это сложно и дорого. В США существует готовая структура, которая позволяет собирать информацию онлайн. Тот же DMV делится в электронном виде информацией и собирает данные о регистрации и пробегах. Банки и лизинговые компании хранят данные онлайн. В России и Беларуси этой структуры нет», — объясняет Алексей Листопад.
В США, по его словам, у VINchain нет конкурентов, а есть соперники по отдельным продуктам. Такие провайдеры, как Carfax и AutoCheck, тоже предоставляют отчеты об истории обслуживания автомобиля. Стартапы, использующие современные технологии, разворачивают свои платформы в Европе. Литовский блокчейн-проект CarVertical поднял на ICO свыше $19 млн Он больше ориентирован на частных пользователей и предоставляет данные для проведения сделок при покупке подержанных автомобилей.
Эстонский блокчейн-стартап Gaus Trade исключает посредников из цепочки между производителем и конечным покупателем. Благодаря этому на платформе можно купить новую машину со скидкой до 30%. Своей основной целью бельгийский блокчейн-стартап Car-Pass называет «выявление мошенничества с одометром». Созданный им «цифровой» документ показывает историю одометра — зарегистрированные показания и даты, когда они были записаны. Покупатель получает полную картину истории пробега автомобиля и может определить, являются ли показания одометра на момент продажи реалистичными или километраж был «откручен назад».
Автоиндустрия, по мнению BIS Research, — слишком сложная экосистема, и многие ее сферы давно нуждаются в изменении. Блокчейн может стать решением основных проблем. Прогнозы многообещающие: к 2026 году объем мирового автомобильного блокчейн-рынка достигнет $1,6 млрд Этот «устойчивый рост», согласно отчету исследовательской компании, обеспечат преимущества технологии — ее неизменность, надежность и масштабируемость.
Автор: Ольга Гриневич
Фото предоставлены VINchain
Видео дня. Лихач на самокате разогнался на дороге до 70 км/ч
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео