Войти в почту

Советский чудо-вездеход: шестиколесный автобус ПАЗ-3201, который вы не видели

Однообъемный кузов на полноприводном шасси – победная комбинация, которую с успехом освоили в Стране Советов, разработав поистине бессмертный УАЗ "Буханка". Но он был не единственным… Что может быть универсальнее и практичнее вэна с полным приводом, увеличенным дорожным просветом и, соответственно, оффроудными возможностями? Речь не просто об однообъемнике со всеми ведущими колесами, держащими его на мокрой или заснеженной дороге, а настоящем гибриде автобуса и внедорожника. Увы, подобный симбиоз встречается нечасто. Яркие представители когорты рождены как в далеком, так и сравнительно недавнем прошлом – в первую очередь это спартанские УАЗ "Буханка", Volvo C303 и удивительный "австриец" Pinzgauer с хребтовой рамой, а также замечательный Mitsubishi Delica, частенько несущий бремя экспедиционного автомобиля. Список можно продолжить. А как насчет полноразмерной модели, скрещенной с внедорожником? Наша родина, издревле знающая толк в технике для экстремальных эксплуатационных условий, богата подобными машинами, справедливо и метко величаемыми вахтовыми автобусами. Строго говоря, это не однообъемник, а грузовик с пассажирским модулем позади кабины. Впрочем, полноприводные советские автобусы-вездеходы тоже известны, например, ПАЗ-3201 или диковинный "зверь", который так и не добрался до конвейера. В 1963 году на Тосненском авторемзаводе Минавтотранса РСФСР был построен экспериментальный автобус, известный под именами "Тосно-Гаро" и "АТАРЗ-63". О машине известно немногое. В основу легло шасси трехосного полноприводного грузовика ЗИЛ-157 и "скорлупа" автобуса ЛАЗ. Внедорожник ожидаемо был тихоходным – со 110-сильным двигателем на шоссе можно было развивать до 80 км/ч, зато оффроуд не являлся преградой. Учитывая вечную проблему с дорогами и способность одновременно транспортировать 36 человек по направлению практически любой паршивости, экспериментальный автомобиль казался весьма интересной и полезной для страны разработкой. Внедорожная геометрия супер-автобуса была довольно неплохой: передний свес короткий, задний скошен и, соответственно, угол съезда можно считать достаточным. наконец, колесная база ввиду трех осей получилась отнюдь не гигантской. Машина оказалась бы крайне полезной в селах и деревнях с плохими дорогами (а в России это синонимы), являясь связующим звеном населенного пункта и цивилизации, а также выполняла бы регулярные рейсы в условиях бездорожья. И самое главное: подобная техника могла бы эволюционировать, удерживая свою рыночную нишу и пользуясь популярность как в корпоративных парках со специфичными задачами, так и среди частных лиц для переделки в экспедиционники. Каким мог быть современный отечественный внедорожный автобус? Ответ на этот вопрос дает чешская марка Torsus, выпускающая впечатляющий Praetorian на шасси грузовика MAN TGA. Монстр для офф-роуда ориентирован на эксплуатацию в тяжелых условиях и позиционируется как The world’s first heavy duty 4×4 off road bus, то есть первый в мире автобус с полным приводом и усиленной конструкции для эксплуатации в тяжелых условиях. Но мы-то с вами знаем, что к чему... Но увы, на мощностях Тосненского предприятия производство так и не развернули – поговаривают, что поставку необходимых комплектующих так и не согласовали…

Советский чудо-вездеход: шестиколесный автобус ПАЗ-3201, который вы не видели
© Авторамблер