Перевозчики: весовой контроль может разрушить дороги
«Большим стрессом для перевозчиков стали изменения в системе весового контроля - на федеральных и региональных трассах создается сеть автоматических постов. Транспортное средство проехало через рамку, зафиксировали даже незначительное превышение - получите штраф. Для перевозчиков это будет разорительным - даже минимальный штраф составляет 150 тысяч рублей», - сказал президент СААП Вячеслав Трунаев во время круглого стола в пресс-центре ТАСС, посвященного вопросам эффективности институтов защиты и поддержки бизнеса в Новосибирской области. СААП считает, что в таком виде систему весового контроля внедрять нельзя. Вячеслав Трунаев приводит в пример Европу и США, где автоматический контроль устроен по-другому. «Если транспортное средство по результатам измерений автоматических весов заподозрили в перегрузе, то на светофоре ему загорается стрелочка – съехать на дополнительную полосу и пройти контрольное взвешивание на стационарных весах, - рассказывает президент СААП. - В случае, если стационарные весы подтвердят перегруз, то до устранения нарушения грузовик на дорогу не выедет. Тем самым, дороги действительно спасаются от разрушения. А та система, что внедряется у нас, это всего лишь механизм сбора штрафов. Ее внедрение приведет к тому, что многие перевозчики, скорее всего, разорятся, а дороги будут продолжать разрушаться». В 2016 году Общественный совет при региональном омбудсмене по защите прав предпринимателей рассмотрел и поддержал предложения СААП по внесению изменений в систему весового контроля. Минтранс России пошел на диалог с перевозчиками, обсуждались меры, которые позволят улучшить работу автоматических весов. «Например, идет речь об установке на трассах информационных табло, чтобы водитель сразу же получал информацию о том, что автоматические весы выявили перегруз: это хоть маленький, но шажок в правильном направлении», - считает Вячеслав Трунаев. Напомним, что «Росавтодор» запустил систему автоматического весового контроля (АСВГК) на трассах страны с 1 октября 2016 года. Она разворачивается постепенно, и к 2021 году автоматические весы должны охватить всю дорожную сеть России - из расчета на каждые 100–150 км. АСВГК взвешивает грузовик прямо на дороге во время движения. При этом дорожные весы и комплексы фото- и видеофиксации выявляют нарушителей без участия сотрудников Госавтоинспекции и Ространснадзора (по аналогии со штрафами за превышение скорости). Внедряемая система весового контроля подвергается критике не только сибирскими перевозчиками. Летом прошлого года заместитель директора операционного управления по спецтранспорту группы компаний AsstrA Олег Гребенько (Москва) высказал мнение, что автоматизированная система весового контроля не должна превращаться в инструмент для сбора штрафов без возможности их обжалования. «Мы осуществляем как внутрироссийские, так и международные автомобильные перевозки собственными транспортными средствами, - рассказал Гребенько. - Система автоматического контроля - современное решение, однако она должна предупреждать о возможных правонарушениях, а не служить инструментом для сбора штрафов без права их обжалования». При этом Олег Гребенько отметил, что хотя у их компании никогда не было подобных штрафов за границей, в РФ она в 2018 году получила два спорных штрафа автоматической системы весового контроля на сумму в 300 тыс. рублей.