Войти в почту

Такси поставили на счетчик

В столице Урала представители таксомоторных компаний вместе с Общественным советом по развитию такси и региональным Союзом малого и среднего бизнеса искали решение наиболее острых проблем отрасли. Круглый стол, посвященный болевым точкам рынка, состоялся 18 апреля. Если несколько лет назад главной головной болью для таксистов была покупка полисов ОСАГО, которые страховые компании с большим скрипом выдавали извозчикам, то теперь на первый план вышли онлайн-кассы. Ими, согласно федеральному закону №54, с 1 июля должны быть снабжены все без исключения машины такси, напоминает "Уралинформбюро". По данным Klerk.ru, в среднем затраты таксомоторной компании на онлайн-кассы составят: 1,5 миллиона рублей (средняя стоимость кассы 30 000 рублей * 50 автомобилей); + 350 тысяч рублей (фискальные накопители, 50 штук); + 40 тысяч рублей (ежемесячное техобслуживание мобильных касс). Владельцы таксопарков уверены, что требование оборудовать экипажи контрольно-кассовой техникой заставит часть легальных извозчиков уйти в "тень", поскольку покупка и установка подобных аппаратов, во-первых, влетит им в копеечку, во-вторых, грозит регулярными штрафами. "Нам не выгодно покупать кассовые аппараты и платить штрафы каждый день. Цена поездки в такси сегодня, простите, 100 рублей. Я и так несу затраты на машины, их ремонт, подготовку налоговой отчетности и бухгалтерию. Теперь мне еще и за это платить?" - возмутился один из участников рынка. Если водитель едет с кассовым аппаратом и не выбивает чек, тут чья ответственность? Опять наша! Бывает, интернет пропал или водитель просто спрятал деньги в карман. Он за это опять ответственности нести не будет. Будем мы! Хотя меня обманули, в мою кассу не доложили, а ответственность на мне!" - поддержал его коллега. Представитель Общественного совета по развитию такси в регионах России по УрФО Владимир Герасименко также уверен, что введение онлайн-касс негативно скажется на рынке. "Оно создаст преимущество кому? Опять же тем перевозчикам, которые не имеют разрешения. Они как не имели онлайн-касс, так и не будут их ставить! Как не платили налоги, так и не будут их платить! Мы считаем, что таксистам достаточно иметь бланки строгой отчетности. Но налоговая инспекция хочет все учитывать, иметь все данные о платежах граждан за те или иные услуги", - отметил он. Слева на право: Сергей Чертищев (Минтранс Свердловской области), Наталья Вербицкая (УГЛТУ), Владимир Герасименко (Общественный совет по развитию такси по УрФО), Борис Чёрных (ГИБДД по Екатеринбургу) Герасименко выразил надежду, что части экипажей с шашечками позволят еще год-два ездить без устройств с фискальными накопителями. "Есть два проекта о переносе срока действия данного закона. В одном фигурирует июль 2020 года, во втором - июль 2021 года. Я думаю, что все-таки перенесут сроки, отменят введение онлайн-касс, но только для ИП. Для ООО точно не будет отмены, это даже не обсуждается", - подчеркнул он. Владельцы таксопарков при этом считают, что правильнее было бы организовать систему работы иначе. По их мнению, было бы куда менее травматично и затратно, если бы сведения по полученным от клиентов суммам в налоговую передавали агрегаторы, через которых компании получают заказы. Агрегаторов у нас пять, а таксопарков много. У каждого таксопарка по 40-50 машин. В каждую машину по кассовому аппарату если поставить, это колоссальные средства! Налоги я согласен платить. А вот сведения об оплатах пусть в электронном виде подают агрегаторы. Проще взять эту информацию с самого верха. Зачем брать с низшего звена?" - резюмировал один из участников. Герасименко поддержал это предложение, но указал на его слабые места. По мнению бывшего замминистра транспорта региона, во-первых, онлайн-кассы законодательно закреплены за машинами, во-вторых, вряд ли налоговая служба согласится верить данным агрегаторов. "А кому еще верить, если именно они предоставляют нам данную информацию, то есть конкретно говорят: такой-то заказ будет стоить столько-то. С него ты заплатишь 30 рублей комиссии и будешь иметь "чистыми" 70 рублей. Какой я еще иной чек им предоставлю?" - возмутилась представитель компании такси "Армада", добавив, что компенсировать траты на покупку онлайн-касс поднятием тарифов будет невозможно - из-за повышения цен сразу количество заказов неминуемо упадет. Бюрократический тормоз Второй наболевший вопрос – срок получения разрешений на перевозки. Сегодня эту бумагу от министерства транспорта области на каждый автомобиль приходится ждать 15 рабочих дней. На первый взгляд, не так уж и долго, но таксисты показывают вычисления, которые быстро помогают этой иллюзии развеяться. "Мы только за этот год приобрели около 30 автомобилей. Если мы посчитаем экономику простоя каждой машины по 21 дню, то это будут немаленькие деньги", - посетовал один из присутствующих. Начальник отдела контрольно-надзорной и разрешительной деятельности регионального минтранса Сергей Чертищев объяснил, что заминка связана с банальной проблемой доставки - документы, которые водители подают через МФЦ, в министерство привозит курьер, других вариантов у ведомства пока нет. Министерство рассчитывает, что до конца года будет реализована возможность электронного обмена документами, тогда есть возможность, что и сроки оформления заметно сократятся. Таксисты же сделали встречное предложение. Сейчас транспортное средство в ГИБДД можно зарегистрировать за два часа(!), а ведь эта процедура куда сложнее! 15 рабочих дней - это абсолютно недопустимая ситуация. Не справляетесь раньше - тогда давайте на законодательном уровне передавать это дело в Госавтоинспекцию. Чтобы человек пришел туда, весь пакет документов принес, желтые номера получил, лицензию получил. Все, вопрос решен", - заявил один из представителей рынка. Владимир Герасименко предположил, что проблема могла бы решиться, если бы в минтрансе вопросами лицензирования занималось больше сотрудников. Это извозчикам показалось лишним. "Мы одни и те же документы носим, что в ГИБДД, что в минтранс. Так зачем делать двойную работу?" - недоумевали участники круглого стола. Если вопрос со сроками решить не удастся, таксисты предложили компромиссный вариант. Почему бы не выдавать им временное разрешение на извоз при сдаче документов? Эту идею отверг представитель минтранса. "Студент поступил в медицинский институт. Но это же не значит, что он может уже с завтрашнего дня вести врачебную практику!" - отрезал Сергей Чертищев. Тогда владельцы таксопарков предложили выдавать разрешение не на автомобили, потому что ведомство все равно физически не проверяет машины, а на человека. "Давайте мы будет отвечать только за техническое состояние. За остальное – водитель. Не машина попадает в ДТП, а человек! От него все зависит", - заявила одна из участниц. При этом некоторые ее коллеги вообще усомнились в необходимости получения подобных бумаг: Разрешение не защищает пассажира от "оленя за рулем". Как и предрейсовый контроль. Мы можем его проверить, выпустить на линию, а он пойдет и через два часа накидается наркотиками", - нарисовал печальную картину один из участников встречи. Лазейка для нелегалов Извозчики настаивают на увеличении штрафов за нелегальный извоз для физических лиц. Это, по их мнению, отобьет у частников охоту строить бизнес в тени. Таксисты указывают, что поскольку для юридических лиц финансовое наказание заметно выше, недобросовестные игроки стремятся оформлять машины на себя как на физлицо и практически безнаказанно работать, не получая разрешений на извоз. При этом не стоит забывать, что и ОСАГО для физических лиц стоит значительно дешевле. Единственное, что он сегодня получает, это 5 тысяч рублей штрафа [за извоз без лицензии]. При этом нашей компании, напомню, во время чемпионата мира по футболу выписали штраф на полмиллиона за то, что на забрендированный автомобиль не было разрешения. Дальше. Если не выдал чек или отсутствует информация в салоне, для физлица штраф – 1 тысяча рублей, для юрлица – 30 тысяч. Что мы имеем? Сейчас некоторые способные "физики" оформляют на себя все автомобили, ничего не получают, при этом у них экономика выстраивается несколько иная, чем у легального юрлица", - посетовал один из участников мероприятия. Легальные извозчики настаивают, что если штраф за подобное нарушение повысить до 50-100 тысяч рублей, то незаконным извозом станет заниматься уже не так выгодно. "В законопроекте, который находится на рассмотрении, предусмотрен штраф для таких лиц в размере 50 тысяч рублей. Если будет принят федеральный закон и внесены соответствующие нормы в Кодекс об административных правонарушениях, то проблема решится сама собой", - уверен представитель ГИБДД. Главная проблема - бедность Однако главная проблема рынка, с точки зрения таксистов, все-таки не нелегалы, а низкие тарифы. Убрать нелегальных, убрать нелегальных... Это все борьба с последствиями болезни. Вы боретесь с воспалениями от того, что есть рак. В данном случае рак – это бедность. Нелегальные перевозчики остаются нелегальными, потому что у них нет желания становиться легальными", - заявил он. Представитель Общественного совета по развитию такси по УрФО Владимир Герасименко считает, что некоторые агрегаторы сегодня, действительно, демпингуют, в результате чего у легальных таксопарков не остается средств на поддержание нормального технического состояния автомобилей и содержание профессиональных водителей. Последние, уверен эксперт, за 8 часов работы не могут заработать достойную заработную плату, которая должна быть в районе 45-55 тысяч рублей. "В Ростове вообще был прецедент, когда водители полгода возили пассажиров по рублю, тем самым убивая нормальные таксомоторные компании, которые имели разрешение, платили налоги. Поэтому профессиональному сообществу, действительно, надо поднимать эти вопросы. Хотя они ставятся уже давно. Если они живут на ваши средства, тогда почему вы не диктуете им свои правила? Зачем вы с ними работаете?" - подчеркнул он. С Владимиром Герасименко не согласился представитель "Яндекс.Такси". "Вот вы говорите, что он не может за 8 часов заработать нормальные деньги. Давайте посчитаем. Средний заработок в час на данный момент – 320 рублей. В месяце 168 рабочих часов, и если работать по 8 часов [сумма получится вполне приемлемой]", - обрисовал он. Представители компаний такси же уверяют, что приведенные расчеты далеки от реальных. Вы понимаете, если бы у всех в нашей стране зарплаты были в размере 54 тысяч рублей, то у вас, и у нас проблем бы не было. Я три дня специально перед тем, как сесть за круглый стол, включал и вашу программу и другие, ездил и замерял. Какие 300 рублей в час? У вас заявки по 80-90 рублей… Вы пробки эти видели? Вы это московскую берете статистику? Или как в нашей стране - у кого-то есть миллиард, у кого-то 10 тысяч, но в целом по стране 100 тысяч на человека?" - возмутился один из таксистов. Владимир Герасименко попросил представителей агрегаторов к следующему мероприятию подготовить цифры, позволяющие понять, почему ими берутся столь большие комиссии за заказы (в среднем в размере 15-20%). Ольга КАРПОВА