Ещё
В Петербурге появился трамвай для честных пассажиров
В Петербурге появился трамвай для честных пассажиров
Автоновости
Эксперт назвал способы «убить» машину зимой
Эксперт назвал способы «убить» машину зимой
Автоновости
Сгоревшая дотла машина за 100 млн рублей попала на видео
Сгоревшая дотла машина за 100 млн рублей попала на видео
ДТП
Такси вылетело на тротуар в Петербурге
Такси вылетело на тротуар в Петербурге
ДТП

Недолив топлива: «Суммы дикие — 500 тысяч штраф, мы судимся бесконечно» 

Недолив топлива: «Суммы дикие — 500 тысяч штраф, мы судимся бесконечно»
Фото: Все новости Новосибирской области
«Самое проблемное топливо — дизельное. Выявлялось превышение серы в десятки, а в некоторых случаях — в сотни раз в результате проверок. Сейчас начинается сельскохозяйственная страда — теоретически сельхозпроизводителями должно потребляться много дизтоплива. Между тем ни одного обращения за последние годы по качеству топлива от производителей сельхозпродукции к нам не поступало. На совещаниях, которые посещало СМТУ Росстандарта, крупные нефтеперерабатывающие предприятия и продавцы говорили о том, что к ним стало меньше обращаться сельхозпроизводителей за покупкой топлива.
Вопрос — где берется дизельное топливо, которое потребляют производители сельхозпродукции?
И почему нет жалоб на качество дизельного топлива?»
Основные проблемы контроля качества топлива на рынке ГСМ выделила в своем докладе представитель «Сибирского межрегионального территориального управления федерального агентства по техническому регулированию и метрологии» (СМТУ Росстандарта) .
Разгадка тайны происхождения дизтоплива
«Так как дизтопливо поставляется по сравнительно честным схемам, как у , поэтому и нет жалоб на качество. И жалобы на качество будут появляться только в случае, когда техника поработает какое-то время», — предположил заместитель губернатора Новосибирской области .
Возникла идея о проверке содержимого емкостей для хранения топлива у самих сельхозпроизводителей, однако этому мешает законодательная дилемма: пока что у контролирующих органов нет прав проверять самих покупателей топлива. А сами сельхозпроизводители не обязаны сообщать — где они приобрели солярку. И пока жалоб от покупателей на качество топливо нет — нет возможности выяснить, где оно было приобретено.
«Если сельхозпроизводители закупают топливо в процедурах госзакупок, то, вероятно, возможна коррекция этих процедур на обязательные пробы?» — предложила президент ассоциации независимых нефтетрейдеров «Сибирь-ГСМ» .
А Юлия Юрченко напомнила, что на приобретение сельхозтехники выделяется достаточно много льготных государственных субсидий. При этом техника из-за некачественного дизельного топлива выходит из строя значительно быстрее обозначенных гарантией срока.
Участники заседания пришли к выводу, что вопрос необходимо тщательно проработать, чтобы найти механизмы ликвидации серых схем при закупке некачественного дизтоплива.
Спасут ли оборотные штрафы от бодяги и недолива?
«Руководитель федерального агентства на Арктическом форуме говорил о том, что в этом году, возможно, будет внесено изменение в Кодекс административных правонарушений — о введении оборотных штрафов, таких же, как за качество — теперь и за недолив топлива», — напомнила Юлия Юрченко.
Однако насколько эффективно помогает введение оборотного штрафа? Президент ассоциации независимых нефтетрейдеров усомнилась в эффективности штрафных мер.
«С 2018 года в Кодексе об административных нарушениях введен оборотный штраф за некачественное топливо, то есть за топливо, несоответствующее техрегламенту Таможенного союза, — сказала Юлия Золотовская. — Эта мера была выдвинута законодателем как инструмент для снижения в обороте некачественного топлива. Но результаты, которые были достигнуты, судя по статистике, не сильно радуют. По тем данным, которые были предоставлены СМТУ Росстандарта, за 2017 год было проверено 15 АЗС — в 5 случаях были установлены нарушения. За 2018 год — проверено 13 АЗС — в 5 случаях были установлены нарушения. Можно ли говорить, что оборотный штраф достиг своей цели и является эффективной мерой, направленной на снижение «серого» оборота топлива? Очевидно, что нет».
В качестве примера эффективной борьбы по контролю качества топлива Юлия Золотовская рассказала о пилотном проекте в Санкт-Петербурге под названием «От НПЗ до бензобака», который проходит по согласованию с Росстандартом Ленинградской области и региональным правительством. Это внедрение системы слежения за топливом, сходное с системой ЕГАИС. Президент ассоциации независимых нефтетрейдеров предложила использовать этот опыт на территории Новосибирской области.
Юлия Юрченко рассказала, что юридические процедуры сдерживают эффективность штрафных мер:
«Всего год прошел, мы судимся бесконечно, суммы дикие — 500 тысяч — минимальный штраф.
Но проблема в процедуре — пока к нам приходит обращение (от граждан), пока мы приходим с проверкой — на АЗС уже просто другая партия топлива».
Общественников отпугнула методичка Росстандарта?
Еще один способ, который мог бы способствовать снижению доли некачественного продукта — общественный контроль. Росстандартом недавно были утверждены «Методические рекомендации по организации проведения общественного контроля партнерства и взаимного сотрудничества в сфере топливного рынка». На основании этого общественный контроль из стихийного, бутафорского явления мог бы стать цивилизованным инструментом контроля качества топлива.
«Все мы помним рейды общественников на АЗС с пластиковыми бутылочками, в которые набирались пробы, потом непонятно в каких лабораториях проводились испытания, –напомнила Юлия Юрченко. — Методические рекомендации, утвержденные Росстандартом, позволяют общественным организациям подключиться к мониторингу качества топлива на легальной, законной основе.
Но, к сожалению, с появлением методических рекомендаций деятельность этих организаций заметно снизилась.
Видимо, стало неинтересно проводить нашумевшие рейды с освещением результатов в СМИ. Хотя методика предусматривает правовое обоснование общественного контроля, порядок отбора проб и процедуру передачи в аккредитованные лаборатории образцов».
Юлия Юрченко напомнила, что за период с 2018 по 2019 годы в Новосибирской области не было пока ни одного обращения от общественной организации по качеству топлива: «Мы ждем. Недавно, например, в Бурятии, отлично сработал Общероссийский народный фронт: правильно отобрали пробы, все сделали верно, надеемся, будет неплохой результат».
По словам и.о. СМТУ Росстандарта Юлии Юрченко, качество автомобильного топлива год от года растет. Отмечается сокращение доли суррогата: с 20% в 2015 году до менее 9% в 2018 году. По данным Росстандарта, это привело к высвобождению российского топливного рынка для добросовестных предпринимателей на сумму около 300 млрд рублей.
За 2018 год и до середины апреля 2019 года «Сибирское межрегиональное территориальное управление федерального агентства по техническому регулированию и метрологии» (СМТУ Росстандарта) провело 138 проверок качества нефтепродуктов на территории СФО. Было выявлено 57 нарушений. Отобраны образцы продукции на 61 АЗС, одном нефтехранилище и 1 предприятии по производству нефтепродуктов. В 41 случаях было выявлено некачественное топливо — с превышением массовой доли серы.
Видео дня. Порядок медосмотра водителей объявят в феврале
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео