Войти в почту

ПТЗ выбрался из ямы

АО «Петербургский тракторный завод» (ПТЗ, входит в группу «Кировский завод» Георгия Семененко) в 2019 году нарастит производство на 20% — до 2850 единиц техники. В 2018 году завод построил 2375 тракторов, что на 18% больше, чем в 2017-м, что обеспечило предприятию рост выручки с 11,6 млрд рублей в 2017 году до 15,3 млрд в 2018-м. Впрочем, прошлогодний рост впечатляет только по сравнению с провалом 2017-го, когда производство ПТЗ упало на 14%. Производство сельскохозяйственных тракторов в России (в том числе ПТЗ), штук 2013 год — 7641 (512) 2014 год — 6394 (825) 2015 год — 5226 (1508) 2016 год — 6623 (2348) 2017 год — 7063 (2013) 2018 год — 6728 (2375) Источник: Минсельхоз, ПТЗ ПТЗ будет выпускать больше тракторов «Кировец» средней мощности, говорится в годовом отчете группы «Кировский завод». Например, предприятие планирует расширить серию К-4 — начнет производить модели мощностью 240 л.с. и 260 л.с. (сейчас предприятие выпускает 26 видов сельскохозяйственных и промышленных тракторов мощностью 240 л.с. и 430 л.с.). ПТЗ производит 64% всех российских тракторов мощностью свыше 250 л.с. и 18,5% маломощных тракторов (150-250 л.с.). Завод экспортирует трактора в Чехию, Венгрию, Молдавию, Польшу, Узбекистан, Беларусь, Казахстан. За рубеж ПТЗ продает около 14% продукции. Износ опережает модернизацию Спрос на тракторы в России падает: в 2013 году российские аграрии приобрели 15,25 тысячи тракторов, а в 2018-м — всего 10,4 тысячи. Урожай в 2018 году снизился — например, по зерну на 19% — в итоге и закупки техники сократились, поясняет Дирк Зеелиг, директор по продажам, маркетингу и послепродажному обслуживанию компании «КЛААС Восток» («дочка» германского производителя сельхозтехники Claas). Сколько тракторов приобретено в России, тыс. штук 2011 год — 21,24 2012 год — 19,98 2013 год — 15,25 2014 год — 14,12 2015 год — 10,83 2016 год — 11,29 2017 год — 12,99 2018 год — 10,4 Источник: Минсельхоз РФ. Потребности в технике у сельхозпредприятий существенно выше, говорят в Минсельхозе: обеспеченность тракторами отстает от нормативной, вдобавок 60% тракторов работают более 10 лет и требуют замены. Сейчас в тракторном парке аграриев 447,8 тысячи машин, а для полной комплектации им нужно еще около 560 тысяч. Для оснащения отрасли нужно ежегодно закупать не менее 56 тысяч единиц техники, подсчитали в департаменте растениеводства, механизации, химизации и защиты растений Минсельхоза. Однако денег на модернизацию парка техники у аграриев не хватает, а государство сокращает поддержку: в 2019 году на эти цели из бюджета РФ выделено 8 млрд рублей, в то время как в 2018-м было 10 млрд. Потребности на 2019 год — не менее 15 млрд рублей, говорят в «Росспецмаше». Уровень господдержки — определяющий фактор в динамике спроса на технику, говорит Дирк Зеелиг. Кабмин добавит субсидий Минсельхоз рассчитывает, что денег на технику добавят — минимум еще 8 млрд рублей. К 20 мая Минфин, Минпромторг и Минсельхоз должны подготовить документы об увеличении субсидий производителям сельхозтехники, говорится в материалах заседания Правительства РФ 25 апреля. В итоге субсидии и льготное кредитование позволят аграриям нарастить закупки тракторов в 2019 году до 12,2 тысячи штук, подсчитал Минсельхоз. А производители надеются увеличить выпуск техники. В 2018 году отечественные промышленники выпустили 7836 тракторов — на 3,3% меньше, чем в 2017-м, подсчитали в аналитической компании «АСМ-холдинг». Причем снижение показали сельскохозяйственные машины: их произвели всего 6728 штук, на 4,8% меньше, чем в 2017 году. Промышленных тракторов произвели 1108 — рост на 6,3% больше. 54% машин произвели иностранные сборочные предприятия на террритории России. Кроме того, Минпромторг собирается ограничить доступ зарубежных производителей тракторов к господдержке: для этого ведомство ужесточит требования локализации производства. Сейчас отечественные производители получают бюджетные субсидии, благодаря чему продают аграриям технику со скидкой 25-30%. Но большинство комплектующих в составе тракторов — импортные. Их доля доходит до 50-90% в зависимости от вида тракторов и происхождения завода (у «дочек» иностранных производителей локализация обычно ниже). Минпромторг рассчитывает довести долю отечественных деталей в себестоимости трактора до 90%. Чем больше завод использует иностранных деталей, тем меньше у него будет шансов на субсидирование скидки, соответственно тем меньше его тракторов закупят аграрии.

ПТЗ выбрался из ямы
© МетаГазета