Ещё

В ЦФО обострилась конкуренция между местными и сетевыми такси 

Фото: Российская Газета
Едут на желтыйВ тульской региональной Ассоциации автомобильных перевозчиков и легкового такси опасаются, что требование, согласно которому с 1 августа работать в режиме такси могут лишь машины с желтыми номерными знаками, загонит таксистов в тень. По сути, процесс превращения таксистов в «бомбил» активизировался в 2014 году, когда тульские власти решили перекрасить все такси на столичный манер в желтый цвет. С тех пор желтых машин на улицах Тулы больше не стало. При том, что таксовать туляки, конечно, не прекратили. А с появлением в регионе федеральных сетевиков — «Яндекс-такси» и «Такси „Максим“ — у потребителей практически нет претензий к этой услуге: тарифы вполне приемлемые, машины приезжают даже в отдаленные районы через несколько минут. Появление в регионе федеральных сетей и „перекраска“ местных такси в желтый произошли почти одновременно. По данным ассоциации, в 2013 году Тульская область была на седьмом месте в России по количеству легальных ИП — таксистов. Сегодня — в последней десятке. Если до введения цветовой градации тульский выдал 4,5 тысячи разрешений на работу в режиме такси, то после этого индивидуальных предпринимателей, официально работающих в этой сфере, осталось около 350. Многие ушли к сетевикам и продолжили трудиться, отдавая им определенный процент. — Процесс легализации таксистов выглядит так: надо прийти в минтранс, написать заявление и получить справку, потом с ней на желтой машине приехать в  за желтыми номерами. Затем — опять в минтранс за новым разрешением. Промышленность желтые автомобили не выпускает, значит, купив машину, надо ее перекрашивать. На это требуются время и деньги. Зачем в провинции нужны желтые такси? Выделенных полос для общественного транспорта в Туле нет, льгот на платных стоянках — тоже. А кто должен платить за время ожидания на парковке — таксист или пассажир? — рассуждает исполнительный директор Ассоциации автомобильных перевозчиков и легкового такси . — Что делает в этой ситуации индивидуальный предприниматель? Снимает атрибутику и регистрируется в „Такси „Максим“ или . Ничего перекрашивать не надо, документы не нужны, налоги платить не требуется. Можно работать и на арендованных машинах. Поначалу таксисты пытались бороться с «желтизной». ИП регистрировались в соседних регионах, где нет подобного требования, и заключали соглашения на обслуживание тульских пассажиров. Но с этого года все подобные договоренности расторгнуты. Каких-либо субсидий на перекрашивание машин ни в областном, ни в муниципальных бюджетах не предусмотрено — предпринимателям предлагают лишь микрозаймы под низкий процент. Водитель Роман (имя изменено. — Прим. авт.) рассказал «РГ», что таксует уже несколько лет. В свое время купил специально для этого подержанный "". Сначала оформил ИП, потом «закрыл фирму» и зарегистрировался в федеральной сети. При регистрации никаких документов, медицинских справок не потребовалось, даже осмотра машины не было. В прошлом году перешел на газомоторное топливо — уверен, что на бензине можно разве только концы с концами сводить. В среднем зарабатывает 250 рублей в час. По его словам, главное — держать высокий рейтинг, тогда заказы хорошие предлагают. Рейтинг снижается, если есть жалобы пассажиров, отказ от поездки (например, не посадил в машину пьяную компанию) или взял заказ и не приехал. Все остальное никого не интересует. Получается, что с заходом в регион крупных федеральных компаний все вроде довольны: пассажирам хорошо, потому что такси быстро приезжают и меньше берут оплату, водители имеют возможность заработать без лишних хлопот. Одна проблема — безопасность поездки: нет гарантий, что за вами приедет профессиональный и трезвый водитель на нормальной машине. Конкуренция возможнаКак только машины с наклейками «Яндекс. Такси» появились на улицах Белгорода, водители крупных парков областного центра забеспокоились: стоимость поездки на привязанных к агрегатору авто была существенно ниже. Разница в 50 рублей для белгородца — весомый аргумент, и в таксопарках констатировали: отток клиентов начался. Больше всего негодовали водители «Городского такси» — пожалуй, одного из самых популярных в городе. "Зачем нужны такси желтого цвета, если нет выделенных полос и льгот на стоянках?"— Все эти годы мы создавали себе репутацию, — рассказывает водитель «Городского такси» Николай. — И вот появился конкурент. А люди не понимают, что громкое название — это бренд не таксопарка, а просто автоматической системы, которая их заказы обрабатывает. И случись что с вами в пути — отвечать будет водитель, а не компания. И много ли вы отсудите в таком случае?Впрочем, опасения крупных местных игроков вскоре сошли на нет: стоимость поездки на авто агрегатора и местных компаний сегодня отличается несущественно, а то и вовсе одинакова. Интересно другое. Вызов машины агрегатора заказов — процедура более длительная. Если нет приложения или по каким-то причинам оно медлит с определением места вызова, можно позвонить по телефону — как в «обычное» такси. И тут начинается: «Автовокзал Белгорода? Это проспект Богдана Хмельницкого? Дом? И куда едем? Разумное? Это поселок городского типа?» И так далее — вплоть до уточнений вроде «это улица или проспект». Местные диспетчеры, годами принимающие вызовы, куда более понятливы. Плюсом общения с «сетевиком» можно назвать заранее рассчитанную стоимость поездки: в остальных компаниях ее посчитает счетчик. Надо сказать, что в местных таксопарках сразу отметили слабое место агрегатора: полную обезличенность. И стали действовать по-своему. К примеру, в одной из компаний начали записывать имя клиента. — Согласитесь, приятно, когда я с вами не просто здороваюсь, а называю по имени? А у нас в системе еще и отмечено, как часто вы ездите и что вы — хороший человек, — улыбается таксист Николай. — Мы ведь тоже вам оценки ставим. Параллельно с развитием легального рынка активизировались и так называемые бомбилы. На импровизированных парковках в пригородах машины известных таксопарков порой соседствуют с теми, кому нужнее «не шашечки, а ехать». При этом их цены запредельно высоки: ведь, скорее всего, из города каждый уедет пустым. Если нелегалы каждый день выезжают из дома в поисках случайных клиентов, значит, такие клиенты есть. Игра по-крупномуВ Ярославской области, по мнению представителя бизнеса таксоперевозок, просившего не называть его имени, на этом рынке сегодня все решают агрегаторы — «Яндекс», «Сити-Мобил» и федеральная сеть «Максим». — Они устанавливают расценки и диктуют правила. Идет борьба за рынок между учредителями этих компаний, и все. Маленькие игроки не понимают, как и зачем работать дальше, — говорит предприниматель. При этом качество перевозок, по словам ярославца, не улучшилось, потому что услуга стоит «ничтожно мало». По этой причине за рулем часто оказываются непрофессионалы и те, кто только-только получил права, поскольку «никакой уважающий себя водитель не будет ездить по таким расценкам». С помощью приложения потребитель получает несколько вариантов поездки от разных компанийХотя, с точки зрения потребителей, это «ничтожно мало» для кошелька вполне ощутимо. Например, от самого крупного ТЦ в центре города до поселка Прибрежного на окраине Ярославля можно доехать за 200-350 рублей — в зависимости от класса такси. Для кого-то дешево, для кого-то не очень. Но главное все же — качество оказываемой услуги. А с этим, судя по отзывам в интернете, действительно все отнюдь не радужно. Так, машины одной из известных в городе фирм такси регулярно становятся участниками ДТП, но и в адрес многих других компаний претензий достаточно. Например, таких: «На просьбу перестать ехать по встречной полосе с постоянным превышением скорости водитель матом попытался меня заткнуть. В итоге мы с ребенком ехали с постоянным превышением скорости. Выводы делайте сами». Чтобы повысить безопасность таксоперевозок, чуть меньше года назад правительство региона и «Яндекс. Такси» заключили соглашение, предусматривающее меры по их легализации и контролю качества. — Документ направлен на повышение безопасности при поездках в такси, — пояснил при его подписании заместитель председателя правительства области . — «Яндекс. Такси» будет заключать договоры только с теми перевозчиками, которые имеют соответствующие разрешения. Сегодня всю информацию о выданных перевозчикам разрешениях компания-агрегатор получает в открытом доступе на сайте областного департамента транспорта. В этом списке — больше двухсот перевозчиков: примерно 150 индивидуальных предпринимателей и полсотни ООО. Причем здесь же размещена информация об используемых ими автомобилях и сроках действия разрешений на перевозки. Правда, как говорят специалисты, полностью проблему это пока не решает. Во-первых, агрегатор на рынке не один, а, во-вторых, законодательство не предусматривает запрета на их работу с нелегальными перевозчиками. А чем больше клиентская база агрегатора, тем эффективнее его работа. Получать услугу такси, сопоставимую по показателям «цена — качество», по мнению ярославских транспортников, сегодня неплохо помогает, например, приложение «СравниТакси», когда не надо забивать в поисковике название агрегатора или фирмы такси, а достаточно просто обозначить маршрут поездки. Потребитель в этом случае получает сразу несколько вариантов от разных компаний, и его задача — лишь отдать кому-то предпочтение. У перевозчика с низким рейтингом шанс быть выбранным окажется минимальным.
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео