Войти в почту

Беспилотники и самокаты: каким будет транспорт будущего

Василий Быков – основатель компании Samocat Sharing Рассуждать о том, каким будет будущее, – занятие безнадежное, всегда может появиться «черный лебедь», неучтенный фактор, который опрокинет все наши расчеты. Однако уже сегодня мы можем видеть, в какие проекты направляются инвестиции, где идут эксперименты и развиваются пилотные проекты. Это и позволяет нам с большой долей вероятности прогнозировать, как именно будет обновляться транспортная отрасль. При этом речь идет об инновациях не только в сфере технологий, но и в сфере экономики и организации перевозок. Разумеется, все ожидают внедрения систем беспилотного транспорта. Разработки таких транспортных средств ведутся многими корпорациями и научными центрами во многих странах мира, причем речь идет не только об автомобилях, но и об автобусах, поездах, метрополитене, трамваях. Российская государственная компания «Автодор» уже в этом году запланировала тестовые испытания дорожной инфраструктуры, созданной для беспилотных автомобилей на трассе М‑11 «Москва – Санкт-Петербург». В Швеции в апреле началось тестирование беспилотного пассажирского автобуса. В Китае в этом году уже протестировали беспилотный поезд метро. В Москве усилиями компании Cognitive Technologies к 2020 году должен быть запущен экспериментальный беспилотный трамвай. В начале мая Toyota объявила о том, что планирует инвестировать $100 млн в стартапы, занимающиеся разработками в области технологий автономного вождения. Вообще, очень часто сообщения об инвестициях в беспилотные проекты содержат девятизначные цифры. Например, подконтрольная концерну General Motors компания Cruise привлекала за последние 2 года более $8 млрд, инвесторами выступили T. Rowe Price & Associates, Honda, SoftBank Vision Fund и General Motors. В апреле компания Uber заявила о привлечении $1 млрд в собственный проект беспилотных автомобилей. Инвесторы все те же: Toyota, SoftBank и производитель автомобильных комплектующих Denso. Год назад корпорация Ford Motor заявила, что планирует вложить $1 млрд в компанию Argo AI, разрабатывающую технологии «виртуального водителя» для беспилотных автомобилей. И теперь до конца этого года Ford планирует выпустить около 100 машин с «виртуальным водителем». Вторая волна инноваций, которая способна изменить транспортную отрасль, – появление принципиально новых систем рельсового транспорта. Опять же, говорить так позволяет большое число разработок поездов нового типа, позволяющих ускорить их движение и сделать еще более грозным конкурентом самолетов. Речь идет о проекте вакуумного поезда Hyperloop Илона Маска. На данный момент он привлек $300 млн инвестиций. На последнем раунде в сентябре 2018‑го стоимость компании составила $870 млн. Крупнейшие акционеры компании – Ричард Брэнсон, Khosla Ventures и General Electric Ventures. Также речь идет о поездах на магнитной подушке (маглевах), уже получивших распространение в Японии и Китае. Их финансируют правительства этих стран, известно, что строительство уже действующей линии Shanghai Maglev Train обошлось в $1,4 млрд. Японская компания JR Central подтвердила намерение к 2027 году запустить первую коммерческую линии Токио – Нагойя, при этом японское правительство готово финансировать строительство линии для маглевов в США. Отдельная история – канатное метро, или так называемый струнный транспорт, который сегодня пытаются разрабатывать в Белоруссии. На небольших расстояниях железнодорожный транспорт нового поколения вполне способен если не вытеснить, то хотя бы потеснить среднемагистральные самолеты, тем более что в последнее время в западных странах авиация вызывает все большее беспокойство защитников экологии. В Скандинавии крепнет общественное движение «Летать стыдно», а в Нидерландах готовится закон, запрещающий авиаперелеты на небольшие расстояния. Сегодня в европейских странах многие ждут, когда же городской транспорт изменится благодаря отказу от двигателей внутреннего сгорания в пользу альтернативных источников энергии. Однако, судя по развитию технологий, ждать этого момента еще долго. Пока городские власти в европейских странах лишь чаще задумываются об ограничении передвижения на автомобиле по городу. Автомобиль – важнейшая угроза городской экологии, и не только потому, что он сжигает ископаемое топливо и производит тепловое и химическое загрязнение окружающей среды, но еще и потому, что занимает много места в пространстве, что в условиях мегаполиса с его дефицитом парковочных мест немаловажно. Если в обозримом будущем действительно произойдет массовое внедрение систем беспилотного управления автотранспортом, это должно разорвать психологическую связь между машиной и ее владельцем. Автомобиль, который ты не водишь, перестает быть четырехколесным другом и становится просто имуществом, причем довольно плохо используемым: большую часть дня он стоит без дела, в то время как и его страховку, и его парковку приходится оплачивать. Но если беспилотный автомобиль может ездить без вас, почему бы не дать ему подзаработать в те часы, когда он вам не нужен, когда вы на работе или дома? Таким образом, создается еще одна предпосылка для развития шеринговой экономики, когда все транспортные средства эксплуатируются максимально эффективно, а значит, более экономично и экологично. Предметом шеринга могут быть не только и не столько автомобили. Один из важнейших трендов развития современных городов – рост популярности сверхлегкого электрического и мускульного транспорта: самокатов, моноколес и гироскутеров. В городском ландшафте появляется новая категория передвигающихся объектов, занимающая промежуточное положение между автомобилями и пешеходами. Для них нужно создавать особую инфраструктуру, в некоторых случаях – особые дорожки и выделенные полосы, но помимо всего прочего – систему аренды и шеринга. Многие европейские страны (наверное, более других – Нидерланды) уже давно стали велосипедными державами, и там частенько можно увидеть министра или главу компании, добирающегося в офис на велосипеде. В то же время сейчас многие города в США, такие как Нью-Йорк, Сан-Франциско и Вашингтон, переживают настоящий «самокатный бум». Там за прокат самокатов уже взялись такие известные сервисы, как Uber и Lyft, а также три стартапа – Bird, LimeBike и Spin, которые стали «единорогами»: стоимость каждого из этих бизнесов превысила миллиард долларов. Только Bird на сегодняшний день привлек $418 млн инвестиций, LimeBike – $467 млн. Среди инвесторов самокатных проектов замечены такие известные корпорации, как Uber, Google Ventures, Alphabet, IVP, Atomico и Fidelity Management and Research Company. Самокатный стартап Spin был в прошлом году куплен концерном Ford (сумма сделки не раскрывается). Соответственно, мы должны говорить о том, что сегодня создаются новые типы транспортной инфраструктуры, такие как автоматизированные пункты аренды, примером чего может служить сеть автоматизированных станций проката самокатов Samocat Sharing, которая в настоящее время уже разворачивается во многих городах России: Москве, Сочи, Краснодаре, Санкт-Петербурге, Новосибирске и многих других. Несколько инвесторов вложились в компанию, инвестировав более 1,2 млн евро, среди них фонд Блаватника, американский акселератор Urban X, а также частный инвестор Антон Супрун из Новосибирска (сооснователь «Долфина», «Дяди Денера» и некоторых других компаний). Франчайзи Samocat Sharing в среднем инвестируют в создание сети по 5‑10 млн руб., исходя из стоимости одной станции на десять самокатов в 350‑400 тыс. руб. В чем же причина популярности самокатов? Все очень просто: темп нашей жизни постоянно увеличивается, в то же время пробки в больших городах не позволяют постоянно пользоваться авто. А самокат как микротранспорт решает проблему последней мили и позволяет быстрее добираться от остановки общественного транспорта до дома, офиса, торгового центра или любого другого пункта назначения. К примеру, простой безопасный мускульный самокат способен сократить время передвижения из точки А в точку Б в два раза. Таким образом, происходящая на наших глазах трансформация сферы транспорта будет осуществляться не только через дорогостоящие и высокотехнологичные проекты вроде Hyperloop, но и через изменение нашего отношения к вещам, а также через внедрение в наш быт микротранспорта наподобие самоката. Впрочем, даже микротранспорт в современном городе требует высокотехнологичной инфраструктуры, которая предполагает автоматизацию шеринга. И она уже меняет вид современных городов. В Москве, к примеру, этим летом появится более 100 автоматизированных станций проката самокатов, которые работают без участия человека и управляются при помощи специальной IT-платформы. Их число в перспективе будет расти. Не исключено, что через несколько лет самокат станет таким же привычным общественным транспортом, как автобусы и троллейбусы.

Беспилотники и самокаты: каким будет транспорт будущего
© Инвест-Форсайт