Войти в почту

Петербург пережил велосипедный бум

Спрос на велосипеды в мае 2019-го уже не тот, что год назад, когда столбик термометра зашкаливал выше 25C, и петербуржцам хотелось свободы и прохлады, а не тесниться в душном общественном транспорте. В результате цены на двухколесные транспортные средства в среднем по Петербургу снизились на 3%, до 15,3 тысячи, констатируют аналитики сервиса объявлений Avito. Обычно сезонное увеличение спроса на велосипеды приходится на апрель-май, поясняет Александр Иванов, владелец компании по производству складных велосипедов Shulz. А прошлогодняя жара, накрывшая Петербург, привела к небывалому увеличению продаж. «В прошлом году спрос в петербургских магазинах был, действительно, на порядок выше в связи с хорошей погодой. По нашим ощущениям на 30-50% в среднем по рынку», — добавляет Кирилл Остапенко, владелец петербургской сети «Велодрайв». Кроме жары на транспортные предпочтения горожан повлияли усилия властей по организации движения в городе во время массовых мероприятий (форумов, фестивалей), Чемпионата мира по футболу. Транспортный коллапс, образовавшийся в некоторых районах города, просто вынуждал горожан садиться на велосипеды или вставать на самокат. В этом году бизнесмены не прогнозируют продолжения велосипедного бума, но надеются на сохранение занятых рубежей. Спрос на подержанные и новые велосипеды останется на уровне прошлого года, полагает предприниматель Остапенко. В беседе с «Метагазетой» от заметил, что растут продажи через интернет. «Если в 2018 году доля покупок через интернет вместе с самовывозами составила около 15%, то в этом году мы рассчитываем выйти на показатель 20% оборота», — говорит Остапенко. Велосипедный Петербург Смольный энергично популяризирует двухколесный транспорт, субсидируя прокат, строя велопарковки и велодорожки. Хотя иногда эти усилия больше похожи на освоение бюджетных средств, чем на продуманную политику городских властей по велосипедизации города. Власти города не первый год способствуют интересу петербуржцев к экологическому виду транспорта. Депутаты Заксобрания даже предлагают оборудовать во дворах петербургских школ велопарковки с камерами видеонаблюдения. Инициатива принадлежит председателю комитета по законодательству городского парламента Денису Четырбоку. Соответствующий документ направлен вице-губернатору Владимиру Кириллову. По словам депутата, дети часто едут в школы на велосипедах и самокатах, а в большинстве учебных заведений нет специально оборудованных мест, где можно оставить двухколесный транспорт. В Петербурге появляется все больше веломаршрутов и перехватывающих стоянок. Председатель комитета по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ) Сергей Харлашкин сообщил, что в 2019 году планируется построить восемь новых велосипедных маршрутов общей протяженностью 31,3 км и еще шесть общей протяженность 23,2 км запроектировать. Также в этом году в этом году появятся четыре новые перехватывающие автостоянки на 212 машино-мест. Всего в городе работает 15 перехватывающих парковок на 1,6 тысячи мест в Выборгском, Калининском, Кировском, Красногвардейском, Московском, Невском, Приморском и Фрунзенском районах. Зоны платной парковки, перехватывающие и городские стоянки принесли бюджету Петербурга 120 млн рублей в 2018 году. Развитием веломаршрутов Смольный занимается с 2015 года. На проектно-изыскательские работы по их созданию город через КРТИ потратил 18,7 млн рублей. Самый крупный контракт на проектирование (8,4 млн рублей на два маршрута) получило ООО «Гильдия современных проектов» Германа Муратова. Еще 4,5 млн рублей досталось ЗАО «Петербургские дороги» (основные акционеры — Ольга Андреева и Евгений Баскин). И 5,8 млн рублей получило АО «Институт «Стройпроект», возглавляемое Алексеем Журбиным (ему же принадлежит 24,4% акций АО). Убыточный проект В 2016 году Смольный выделил из городского бюджета 27,2 млн рублей компании «Велогород», которая обеспечивает систему городского проката велосипедов. В 2017 году размер дотаций составил 80,8 млн рублей. Компания «Велогород» Алексея Линькова работает в Петербурге с 2014 года. В первый год 50 млн рублей в проект вложил «Банк Москвы», выручка компании составила 403,6 млн рублей, однако спустя год сократилась до 61,6 млн рублей: 2016 год «Велогород» завершил убытком 12 млн рублей. В 2017 году чистый убыток компании составил 35,3 млн рублей. По словам Линькова, выручка велопроката не покрывает даже операционных затрат. В 2015 году велосипедами воспользовались 101 тысячу раз, но с тех пор показатели ежегодно падали. В 2016 году они снизились до 32 тысяч раз, а в 2017 году — до 17 тысяч. Разовая поездка стоит 49 рублей за каждые 30 минут проката после бесплатного пользования, которое составляет полчаса. Взять велосипед на сутки можно за 129 рублей, говорится на сайте компании. На запрос «Метегазеты», сколько раз воспользовались велопрокатом в Петербурге компания пока не ответила. Для сравнения, суточная аренда каршерингового автомобиля обходится в 2,5 тысячи рублей. По подсчетам Сбербанка, петербуржцы тратят на одну поездку с помощью каршеринга в среднем почти 300 рублей. Согласно исследованию выручка компаний, предоставляющих услуги каршеринга по России, в 2018 году увеличилась по сравнению с 2017 годом в пять раз, до 7 млрд рублей. Активнее всего сервисом аренды автомобилей пользуются в Москве,в Петербурге и Ленобласти.

Петербург пережил велосипедный бум
© МетаГазета