Войти в почту

Автопром за стеклом: житель Тбилиси собрал сотни миниатюрных моделей советских авто

Вся жизнь на колесах: тбилисский коллекционер Каха Баркалая собрал сотни автомобилей советского автопрома. В масштабе 1:43. Все началось с машинки «Москвич-408». Ее подарили тогдашнему школьнику на день рождения. Сегодня в квартире Кахи гигантские стеллажи с автомобилями советской эпохи. То, что не помешается на полках – пока в коробках, в ожидании новых стендов. Автопарк мечты Менеджер крупной компании и профессиональный танцор ансамбля «Сухишвили», Каха, словно ребенок, торопится домой, к своим машинкам. У каждой – свое почетное место. Легенды советского автопрома «Чайки», «ЗИМы», «Победы», «Волги». Отдельная серия – народные автомобили: «Москвичи», «Жигули», «Запорожцы». На самом видном месте – спецтехника и общественный транспорт СССР. Кстати, среди коллекционеров «высшим пилотажем» считается именно наличие в домашнем «гараже» троллейбусов, автобусов, маршрутных такси и трамваев. «ЛАЗы», «ПАЗы», «ЛИАЗы» уже давно покинули тбилисские улицы и остались лишь в памяти знатоков транспорта. С машиной по жизни Для Кахи Баркалая коллекционирование автомобилей – это не просто приобретение моделей. В его гараже с каждой машиной связаны эмоции из детства. Когда-то он мечтал стать водителем троллейбуса, потом – машинистом метрополитена. Часто ходил вместе с отцом Леваном Баркалая в городские депо. Там мальчишку уже все знали и разрешали посидеть в кабине водителя троллейбуса, автобуса и трамвая. Можно было вращать руль, нажимать на кнопочки, открывать и закрывать двери, объявлять в микрофон остановки. Кстати, он до сих пор помнит все номера и маршруты общественного транспорта Тбилиси 80-х и 90-х годов. Каха Баркалая: «Я любил приходить и на конечные остановки троллейбусов. Там собиралось много машин. Водители общались друг с другом, обсуждали неисправности, спрашивали друг у друга, как можно устранить какие- то повреждения. Мне это было так интересно! А еще помню запах салонов автобусов. Бензин, солярка. У венгерских «Икарусов» был особый запах. Особенно у тех, которые обслуживали туристов. На них была надпись «Интурист». У иностранцев были хорошие духи, одеколоны. И этот запах чувствовался в салоне». Генеральная уборка За моделями необходимо ухаживать так же, как и за настоящими автомобилями. Как бы ни закрывался стеллаж, в него все равно попадает пыль. Именно пыль и прямые солнечные лучи могут погубить машинку. Частички пыли въедаются в краску, а солнце выжигает цвет. Поэтому необходимо регулярно вычищать модели от пыли. Для этого нужны маленькие щеточки, губки, специальные мягкие тряпочки. И делать это нужно очень осторожно. Одно неуклюжее движение, и можно повредить бампер или отломать крохотное зеркало. Что касается солнечных лучей, то в комнате, где висят стеллажи, должны быть темные занавеси. Каха Баркалая: «У одного моего друга, коллекционера, одна полка с машинками висела прямо напротив окна. Так вот, летом, когда было очень жарко, машинки деформировались: расплавились шины, потрескались детали. Поэтому нужно быть внимательнее. Особенно в летний период». Есть ли предел мечтам Коллекционер, у которого сотни машинок, может скромно считать себя начинающим. При этом новичок с десятком моделей – наоборот, быть уверенным в своей «крутизне». Главное не количество, а идея, уверен Каха. Приобретать все подряд, даже имея на то средства, нет необходимости. Нужно иметь те образцы, которые о чем-то говорят именно тебе. «Я долго мечтал иметь в своей коллекции «КРАЗ», – говорит Каха Баркалая. – И именно такого цвета, который был в фильме Георгия Данелии «Мимино». Все помнят эпизоды, когда Фрунзик и Валико снимались в этом грузовике. И вот, совсем недавно, я наконец-то приобрел такой «КРАЗ». Теперь он на почетном месте». Каха Баркалая советует начинающим коллекционерам следить за новинками производителей. Как правило, они регулярно обновляют свои страницы в сети. Одна и та же модель может различаться по цене в зависимости от производителя и быть разной по качеству. Поэтому необходимо при покупке принимать сбалансированное и продуманное решение. Можно советоваться на интернет-форумах с опытными коллекционерами, прислушиваться к их отзывам по отношению к той или иной модели. Каха Баркалая: «На форумах очень много интересных людей. Я с ними каждый день общаюсь. Несмотря на то, что между нами огромное расстояние, благодаря интернету, мы словно все ребята из одного двора! Я очень им благодарен за советы и рекомендации, которые они дают. Среди участников форумов есть те самые инженеры и дизайнеры, которые работают над моделями. Кто, как не они могут знать все сильные и слабые стороны машины!» Впереди лето, и у Кахи много дел. В доме он затевает большой ремонт, а когда он завершится, у моделей будут новые, большие стеллажи. Каждая машинка получит отдельное место в стеклянном «гараже» и будет снабжена специальной подсветкой. А еще Каха собирается вести свой блог, в котором будет общаться с начинающими коллекционерами и рассказывать о своих новинках. Фото: Хвича Самадашвили ПОЗНАЙ ДЗЕН С НАМИЧИТАЙ НАС В ЯНДЕКС.НОВОСТЯХ

Автопром за стеклом: житель Тбилиси собрал сотни миниатюрных моделей советских авто
© Мир24