Войти в почту

«Ставки не принимаем, машины не покупаем»: почему автодилеры в Приморье затихли

Не успели владельцы правого руля отойти от отмены ЭРА-ГЛОНАСС, как их предупредили о новых правилах ввоза автомобилей. Росаккредитация объявила о том, что в России вступает в силу решение коллегии Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) о процедуре проведения экспертизы, испытаний и исследований автомобилей. С 1 июля ввезенный автомобиль нужно будет предъявить к осмотру в лабораторию для получения сертификата безопасности и оформления ПТС. Что будет? Согласно новому ГОСТ 33670–2015, который вступает в силу 1 июля 2019 г., ввезенный на территорию Таможенного союза автотранспорт надо будет передавать в спецлабораторию для получения сертификата безопасности колесного транспортного средства (СБКТС). Поскольку в настоящее время по указанному стандарту в Приморье аккредитована всего одна компания, рынок праворульных автомобилей во втором полугодии может «встать», как то было после введения обязательной кнопки ЭРА-ГЛОНАСС. Плюс 50 тысяч? Ранее коллегия Евразийской экономической комиссии решила, что с июля 2019 г. начнет применяться ГОСТ 33670–2015 «Автомобильные транспортные средства единичные. Методы экспертизы и испытаний для проведения оценки соответствия» с целью реализации положений техрегламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств». Выполнение требований техрегламента в отношении выдачи СБКТС на ввозимые, а также в отношении находящихся в эксплуатации автомобилей (в случае внесения изменений в их конструкцию), обеспечивается исключительно испытательными лабораториями, в области аккредитации которых содержится ГОСТ. Обязательным условием проведения проверки транспортного средства становится его представление в аккредитованную испытательную лабораторию. То есть для таможенного оформления необходимо будет отвезти автомобиль в лабораторию на эвакуаторе, провести экспертизу, доставить на эвакуаторе автомобиль обратно в таможню и передать им же полученный сертификат. Только затем начинать оформление автомобиля. Учитывая, что стоимость перевозки на эвакуаторе по Владивостоку — 2,5 тыс. руб., повышение стоимости произойдет однозначно. В лабораториях должны появиться площадки для осмотра машин, в том числе разгонные полосы. Оборудование такой лаборатории обойдется примерно в 30 млн руб., возможно, поэтому в Приморье аккредитована по новому ГОСТу пока только одна компания и еще три пытаются пройти аккредитацию. Выдачей сертификатов СБКТС «по старинке» занимаются многие. Впервые свидетельства появились в России в 2015 г., когда Таможенный союз принял очередной акт, касающийся безопасности транспортных средств. Получать его необходимо продавцам и покупателям автомобилей из-за рубежа, то есть 80% жителей Дальневосточного региона. Свидетельство может быть выдано только сертификационным центром, который прошел государственную аккредитацию и получил разрешение на оформление таких документов. Процедура оформления документов включает в себя заявление в лабораторию, предоставление пакета документов на авто, прохождение экспертизы или проверки, а при необходимости (для машин старше 7 лет) — технической экспертизы и испытаний. Затем сведения о выданном сертификате заносятся во всероссийский реестр. После регистрации машины в таможенных органах и ГИБДД свидетельство больше не пригодится, даже для прохождения техосмотра. На практике сертификатчики за несколько тысяч рублей выдают свидетельство, как правило, даже без осмотра автомобиля, а по полученным от собственника или агента фотографиям. Эксперт «Арконс Групп» Александр Костылев пояснил: «У нас есть офис в городе Артеме, но он только методический, туда обращаться смысла не имеет. Работаем в Тюмени, вопрос решаем дистанционным путем. Все «движение» берем в свои руки». Специалист оценил выдачу СБКТС на легковой автомобиль 2014 г. выпуска примерно в 27 тыс. руб. за две недели — в зависимости от наличия пакета документов. Требуются справка-счет либо договор купли-продажи, копия сертификата «Евро-4» или Евро-5», документ о наличии кнопки ЭРА-ГЛОНАСС (впрочем, достаточно и просто фотографии этой кнопки). Методы работы В апреле СБКТС можно было купить за 5–6 тыс. руб., а в мае документ стоил уже 10 тыс., а то и больше. Как считает генеральный директор компании-автодилера GaranTrade Евгений Егоров, процедура оформления СБКТС по новому ГОСТу обойдется в 50 тыс. руб. «Лично езжу на гибридной Camry производства 2013 г., полного бака хватает на 900 км, — отмечает Евгений Егоров. — Не вижу ни одного подобного современного российского автомобиля. Японские, южнокорейские, европейские производители по всем стандартам, в том числе безопасности, на десятки лет опережают отечественный автопром либо собираемые на территории страны машины. Вот последним-то гораздо нужнее СБКТС в плане безопасности движения». Как считает Егоров, люди будут продолжать покупать праворульные машины и после введения нового ГОСТа: «Если пошлина в размере 800 тыс. рублей не становится заградительной, то и СБКТС не станет преградой, просто поможет кому-то обогатиться». На данный момент по ГОСТ 33670–2015 во Владивостоке имеет право работать только одна лаборатория — ООО «Серт-Лаб». Автодилеры утверждают, что в день она может принять до 50 автомобилей, притом что ежемесячно ввозится несколько тысяч машин. Мы связались с представителем лаборатории, которая на правах анонимности (разглашать данные запрещает Росаккредитация) пояснила, что получение СБКТС стоит 7 тыс. руб. и что «очереди из автомобилей у нас не наблюдается». «Сколько времени занимает сертификация? Процедурные процессы я разглашать не имею права, — пояснил эксперт. — Свидетельство подтверждает безопасность конструкции транспортного средства на дорогах общего пользования. Если вы ввозите один автомобиль в год для личного пользования на территорию Приморья, то по временному порядку кнопку ГЛОНАСС можно не устанавливать. Не могу сказать, как работают другие компании, выдающие СБКТС. У каждой лаборатории свои методы работы. Есть достаточно сложная процедура аккредитации. Сначала обращается в Росаккредитацию, приезжает комиссия и т. д. Нынешний ажиотаж с СБКТС подняли таможенные брокеры из-за переделов между собой. Неправда, что в наших лабораториях осмотр производится по фотографиям, да и новосибирские компании имеют у нас свои представительства и специалистов. Но брокеры, экономя деньги, обращаются в Москву и Санкт-Петербург. Автовладельцу следует подумать о том, что его свидетельство могут приостановить». Отсрочка приговора? По информации Drom.ru от источника в Минпромторге, срок введения новых правил сертификации автомобилей переносится как минимум на год, в значительной степени из-за неготовности соответствующей инфраструктуры на Дальнем Востоке. «Для создания и запуска необходимой лабораторной инфраструктуры для оперативного и прозрачного проведения процедур по оценке соответствия принято решение о создании специальной рабочей группы с участием представителей Росстандарта, Минпромторга, МВД России, ФТС России, Росаккредитации и НАМИ (Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт)», — говорится уже в сообщении Росстандарта. Однако когда об отсрочке решения будет объявлено официально, не сообщается. Как считают в «Серт-Лаб», требование о введении ГОСТа отменят еще на год. За это время аккредитуется несколько компаний, которые уже подали заявки, и никакого ажиотажа не будет. «Почему вы считаете, что этого недостаточно? Раз в неделю в Приморье привозят примерно 1000 автомобилей. Кроме того, у одной аккредитованной лаборатории может быть несколько постов, компании будут расширяться при необходимости. Обязательно ли нужно будет вывозить автомобили на эвакуаторах, смогут ли работники лаборатории работать на территории таможни — это нам разъяснит Минпромторг. Такой ситуации, как с введением ГЛОНАСС, никто не допустит», — резюмировали в лаборатории. КОММЕНТАРИЙ Любовь Головань, менеджер по работе с клиентами компании Carwin: «Мы не знаем, какова будет стоимость СБКТС, сколько времени это будет занимать, каков будет порядок получения. Наложилось и окончание временного регламента по ГЛОНАСС. Мы, как и другие компании, подобные нам, приостановили свою деятельность. В подвешенном состоянии, затихли, ждем, что будет. Вроде как обещали нововведения отложить на год, потому что нет готовности, но официальной бумаги не поступало. Ставки не принимаем, машины не покупаем. Только на страх и риск клиентов, если таковые найдутся. Неоднократно предупреждаем, что машина до 1 июля может не успеть прийти. На прошлой неделе купили одну машину. Что будет с 1 июля? Если оформление первой машины пройдет гладко, отложится введение новых правил, начнем работать в штатном режиме».

«Ставки не принимаем, машины не покупаем»: почему автодилеры в Приморье затихли
© Konkurent.ru