Автомобилисты будут проходить техосмотр по-новому
Реформу в области прохождения технического осмотра участники рынка ждут с некоторой опаской: не переродится ли она в коррупционные схемы. В любом случае операторы диагностируют повышение стоимости ТО в разы. По разработанному правительством и принятому Госдумой в третьем чтении закону контроль над проведением техосмотра возлагается на ГИБДД и Российский союз автостраховщиков. Полиция будет соблюдать правила проведения техосмотра. РСА — следить за соблюдением требований к характеристикам и перечню средств диагностики, программному обеспечению, средствам фотофиксации, помещениям, в которых проводится техосмотр. Операторы техосмотра будут обязаны раз в два года проходить процедуру подтверждения соответствия требованиям аккредитации. Вводится обязательная фотофиксация ТО и ряд сопутствующих требований, фотографировать будут начало и конец процедуры. Диагностическая карта будет обязательно оформляться в электронном виде (по желанию можно бесплатно получить и бумажный вариант). Все сведения о техосмотре будут передаваться в «облачное хранилище», которое организует МВД. В законе прописана профилактика очередей. Количество проведенных в каждом ПТО осмотров не сможет превышать значение пропускной способности, включенное в реестр операторов. Если оператор превысит максимальное число машин на диагностической линии более чем на 5%, то автоматизированная информационная система запретит выдачу диагностической карты. Новый порядок вступит в силу по истечении одного года после дня его официального опубликования. Уже выданные карты продолжат действовать до истечения своего срока. Закон направлен на противодействие «практике массового оформления диагностических карт без реального проведения процедуры техосмотра». Напомним, практика покупки техосмотра имеет богатую историю. До 2012 г. автомобилисты получали талоны ТО в основном за взятки сотрудникам ГИБДД, которые достигали во Владивостоке полутысячи долларов. Для искоренения коррупции решением тогдашнего президента Дмитрия Медведева контроль за ТО был передан страховщикам, талон заменили диагностической картой. Их стали продавать вместе с полисами ОСАГО, причем по цене существенно меньшей, чем талоны. 80% автовладельцев, по оценкам экспертов, техосмотр реально не проходят. К чему приведет введение новых правил прохождения техосмотра? Здравый смысл подсказывает: быть может, и хотели как лучше, а получатся вновь очереди и взятки, как до 2012-го. В любом случае 500 руб. желающим пройти техосмотр реально ограничиться не получится. «Сейчас техосмотр у нас производится на основании внешнего вида автомобиля, фотографии, а иногда и ее не надо, — напоминает генеральный директор компании-автодилера GaranTrade Евгений Егоров. — Могут спросить по телефону номер кузова и данные ПТС. А может быть, у меня даже нет такой машины? Я заплачу 500 рублей, а потом просто разобьюсь на этом автомобиле. Надеюсь, здравый смысл правоохранительных органов возобладает. Самое главное, чтобы стоимость прохождения не выросла с 500 руб. до 500 долларов. Не вижу большого смысла в том, чтобы осматривать машину, которая только что пришла из Японии. Тем более что машина до прохождения таможни должна получить СБКТС. Напомню, все эти решения принимаются людьми, такими же, как мы. Возможно, людям не хватает знаний, возможно, опыта, возможно, денег». Учредитель компании «Автосервис-ДВ» Александр Кузнецов подсчитал, что только на оборудование для открытия пункта технического осмотра легковых автомобилей требуется минимально 1,2 млн руб., еще 100 тыс. потребуется на устройство фотофиксации. Грузовая линия стоит уже 2 млн руб. «Не все работающие пункты техосмотра получат аккредитацию, поскольку есть определенные требования для помещений по площади, размеру ворот, наличию ямы, — говорит Александр Кузнецов. — Закон приняли, а ничего для его реализации нет. Если завтра запретят выписывать диагностические карты формально, людям просто негде будет пройти техосмотр. Во Владивостоке по пальцам можно пересчитать места, где можно фактически получить эту процедуру. Стоимость вырастет в любом случае, примерно до 2 тыс. рублей. Трудозатраты иные, чем выписать бумажку. Чтобы реально проверить машину, потребуется минимум полчаса времени: осмотреть фары, рулевое управление, тормозную систему. В ПТО нужно не менее двух сотрудников. Кроме того, потребуются инвестиции в оборудование. На мой взгляд, хорошо, если бы организацию ПТО доверили автосервисам, которых немало и у которых имеются помещения и боксы. Очередей не будет, а качество услуги можно будет контролировать». Александр Кузнецов напоминает, что во времена, когда техосмотры проводились ГИБДД, ситуация была коррупционная: «За документ платили 200–300 долларов, зачастую также без фактического осмотра. Сколько сейчас будут требовать за контроль госорганы, непонятно. Все у нас с ног на голову, как в любой отрасли. Непонятно, как реализовывать новый закон. Если будут прикрывать выдачу липовых документов, страдать будет народ. Получим сложности с оформлением страховок, очереди в ПТО, серьезное увеличение цен». Руководитель ПТО на Народном проспекте Сергей С. считает — многое зависит от того, как будет реализован закон на практике. Ведь в России введение жестких правил приводит обычно к тому, что правила продолжают обходить, только за большие деньги. «Требуется помещение не менее 50 кв. м, 1–2 работника, выдаваться же будет не более 16 диагностических карт в день, — поясняет эксперт. — Может, и откроется много ПТО, где можно будет пройти техосмотр за небольшие деньги, и все будет хорошо. Теоретически в Приморье самый высокий тариф на официальное прохождение техосмотра — 984 рублей. Работать рентабельно при наличии потока клиентов возможно. Сегодня операторы лишены своего заработка, потому что клиенты не едут и подстраиваются под рынок. В принципе, все в одинаковых условиях — открывайся, покупай оборудование стоимостью от миллиона и работай. Было намного хуже, когда действовало пара пунктов, которые контролировало ГИБДД. Гигантские очереди, легально пройти невозможно. С другой стороны, затем, после реформы Медведева, автостраховщики все перетянули в свою сторону. Сейчас, как понимаю, делают нечто среднее: чтобы и ГИБДД контролировало, и проблем с прохождением техосмотра не было. Все за цивилизованную работу. Другой вопрос: будет ли зеленая улица для ПТО или масса проверок? Если все опять выродится в некоторые «схемы», заработают люди, которые будут контролировать». Текущий 170-й ФЗ «О техническом осмотре» предусматривает так называемую документарную аккредитацию. То есть, чтобы получить право на выполнение услуг техосмотра, лицу достаточно предоставить только перечень документов. Фактически они могут и не отражать наличие у него технической базы и подготовленных специалистов для выполнения работ по диагностике. По словам экспертов, контролирующий орган в лице Российского союза автостраховщиков (РСА) уследить за всем не может, поэтому на рынке услуг техосмотра процветает «серый» бизнес. В идеале процедура техосмотра автомобиля выглядит так. Автовладелец приезжает на пункт технического осмотра (ПТО), где ему по результатам диагностики автомобиля выдается диагностическая карта. В ней и содержатся сведения о соответствии или несоответствии машины требованиям безопасности. Если с автомобилем все в порядке, номер диагностической карты вносится в ЕАИСТО (Единая автоматизированная информационная система технического осмотра) и на ее основе выдается полис ОСАГО. Представители «серого» рынка реальных услуг по техосмотру не предоставляют, никаких ПТО не имеют, зато, собрав необходимые документы, успешно проходят процедуру аккредитации и получают доступ к ЕАИСТО. Далее они могут продавать этот доступ другим компаниям или предоставлять диагностические карты непосредственно населению.