Автоновости
ДТП
Тест-драйвы
Бортжурнал
ПДД
Экзамен

После отказа от заморозки цены на топливо ждет новый принцип регулирования

Соглашение с нефтяниками о заморозке цен на топливо можно не продлевать, так как после начала работы обновленного демпфирующего механизма соглашение становится избыточным, оставаясь при этом не совсем рыночным методом регулирования, считает научный сотрудник Центра отраслевой экономики Научно-исследовательского финансового института .

Отказ от заморозки цены на топливо

Видео дня

На сегодняшний день не видно предпосылок к продлению топливных соглашений с нефтяными компаниями, заявил на полях Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ) вице-премьер РФ . При этом он заверил, что правительство и нефтяной сектор все равно выполнят свои обязательства, а рост цен не будет превышать инфляцию.

По словам Козака, правительству будут подготовлены корректировки закона, Налогового кодекса, корректировки того демпфера, который был введен еще в прошлом году, поэтому обновленный демпфер позволяет уверенно говорить о выполнении обязательств.

«Соглашение вводилось по двум причинам. Одна из них - это стабилизация цен, но вторая причина, являющаяся приоритетной, это обеспечение комфортного периода, пока не заработал новый механизм демпфера. Изначально соглашение заканчивалось в марте. Потом его продлили, поскольку нефтяные компании не были довольны параметрами демпфера, но вроде как сейчас пришли к обоюдному согласию», - комментирует собеседник .

Пока у нефтяников разные предположения на счет продления соглашения о заморозке цен. Например, глава не исключает, что соглашение между правительством и нефтяными компаниями о заморозке цен на бензин могут продлить.

В то же время глава заявил, что не видит необходимости в продлении заморозки цен на бензин после того, как заработает обновленный демпфер. По мнению Дюкова, введение демпфера позитивно для рынка, но оптимальным вариантом остается внедрение плавающего акциза на топливо.

«Плавающий акциз на топливо это как экспортная пошлина. Раньше высказывался в поддержку данного инструмента, согласно которому акциз будет устанавливаться в зависимости от конъюнктуры внешних рынков, а его параметры меняться раз или два раза месяца по примеру экспортной пошлины. Но выступил против, поскольку он не может прогнозировать те поступления, которые должны идти в бюджет.

Нефтяники согласятся на отмену действующего соглашения после того, как все необходимые параметры демпфера будут официально утверждены, поскольку в зимний период именно нефтяным компаниям приходилось выплачивать компенсации. Но демпфер должен работать наоборот, когда разницу между внутренней и экспортной ценой компенсируется со стороны бюджета.

Чтобы нефтяным компаниям компенсировали рост цен, были изменены параметры. Если примут новые параметры, и они будут правильно работать, то это соглашение потеряет свое значение. В принципе оно избыточно, поскольку все-таки в России рыночная экономика, а такое соглашение предполагает не совсем рыночный подход», - объясняет Андрей Гордеев.

Принцип работы демпфирующего механизма

Демпфирующий механизм был придуман в прошлом году. Как объяснил нам ранее директор Центра изучения мировых энергетических рынков Института энергетических исследований , его логика заключается в том, что при снижении прибылей от продажи топлива на внутреннем рынке, государство компенсирует издержки компаниям

Если же цены на внутренний рынок оказываются значительно выгоднее экспорта, то наоборот компании выплачивают государству дополнительные деньги. Тем самым должен быть учтен определенный интерес бизнеса на случай, если приходится продавать топливо с солидным демпингом на внутреннем рынке.

«Времени до первого июля, скорее всего, будет достаточно, потому что у участников рынка уже опыт есть работы данного механизма. Сейчас он будет лишь несколько подкорректирован с учетом нынешних реалий. Соглашение о заморозке цен точно не будет продлено.

Что касается стоимости топлива по итогам года, то если не случится какого-то форс-мажора в виде существенного увеличения цен на нефть, его удастся удержать в рамках инфляции. Возможно, рост будет несколько выше, но без каких-то экстремальных значений», - уверен Гордеев.

В соглашении, который и ФАС подписали с десятью крупными российскими нефтекомпаниями по стабилизации рынка топлива, также были оговорены объемы и цены оптовых поставок. Причем в нем гарантировалось, что цены за 2019 год плавно вырастут на 4-4,6%, что соотносится с уровнем инфляции в РФ.