Дорогой бензин и оптимизация. Какие вопросы к «ЛУКОЙЛу» возникают в регионах
Бензиновые ценники Автомобилисты знают, что топливо на заправках «ЛУКОЙЛа» – одно из самых дорогих. Например, в Москве по стоимости его может превзойти бензин разве что голландской компании Shell или небольших сетей, перепродающих бензин крупнейших производителей. Наглядно это можно увидеть с помощью сервиса «Яндекса», который агрегирует цены на АЗС России, собранные порталом MultiGo. Например, в Екатеринбурге в период с 7 по 17 июня цены на бензин Аи-95 на разных заправках «ЛУКОЙЛа» повысились с 45,39 до 45,9 рубля, на Аи-92 – с 42,18 до 42,69 рубля, дизельное топливо – с 45,45 до 45,96 рубля. У основного конкурента компании в столице Урала, «Газпромнефти», с 8 по 14 июня максимальные цены на 95-й поднимались до 44,55 рубля, на 92-й – до 41,95, на ДТ – до 45,6. Еще дешевле топливо у «Башнефти» (для сравнения, Аи-95 стоил в июне 42,9–43,5 рубля). Аналогичная картина просматривается по всем городам России. В Тюмени 95-й бензин на заправках компании стоил в июне 45,9–47,09 рубля, разница с конкурентами примерно такая же, как в Екатеринбурге. В Уфе «ЛУКОЙЛу» приходится конкурировать с родной для региона «Башнефтью», цены на Аи-95 у которой на 2 рубля ниже. Однако и в Перми, где у «ЛУКОЙЛа» значительная доля в сети АЗС, цены на топливо слегка выше, чем у конкурентов компании – «Газпромнефти» и местной сети «Нефтехимпром», которой, если верить сайту компании, «ЛУКОЙЛ» сам же и поставляет топливо в числе других производителей. Надбавка за бренд? Последнее наблюдение заставляет задуматься: если другие заправки могут продавать топливо «ЛУКОЙЛа» дешевле, не приходится ли потребителям доплачивать за бренд? В рекламной кампании производитель делает упор на высокое качество своего топлива. И часть автомобилистов подтверждают, что качество лукойловского продукта их устраивает, несмотря на высокий ценник. «Цена, конечно, не маленькая. Более того скажу – высокая. Хотя, если честно, все дорожает каждый день. И продукты, и коммуналка, и топливо не исключение. Но я лучше потрачу больше на бензин, чем потом буду отдавать деньги за ремонт машины», – пишет одна из пользователей сайта Otzovik.com. Стоимость бензина стала одним из наиболее частых недостатков, которые авторы отзывов вменяют заправкам «ЛУКОЙЛа». Другие частые претензии – к качеству обслуживания (неклиенториентированный персонал, недолив) и работе электронных сервисов. Из-за этого, например, только треть пользователей «Отзовика» рекомендовали эти заправки другим, а 46,5 % автомобилистов на сайте поставили компании единицу. На сайте Otzyv.ru оценку «ужасно» оставили 59 % пользователей. Житель Саратовской области признался, что вынужден был отказаться от услуг «ЛУКОЙЛа» из-за цен: «У нас в городе две АЗС «ЛУКОЙЛ», цены на бензин выше примерно рубля на 3 за литр, при этом разницы между 95 и 95 «Экто» (видимо, имеется в виду «Экто Плюс». – Прим. ред.) не заметил, как по мне, так ее вообще нет, 92-й что здесь, что на ТНК, а при частой заправке разница очевидна». Высокое качество топлива «ЛУКОЙЛа» не для всех является аксиомой. Некоторые считают его низким, что вкупе с высокой ценой роняет репутацию компании в их глазах до минимума. Водитель из Воронежской области пишет о проблемах в работе двигателя, возникших после визита на АЗС компании (они пропали после заправки у другого производителя). Такую же ситуацию описывают жители Вологодчины и Кузбасса. «Заправился на АЗС «ЛУКОЙЛ» в Липином бору. Только начал заливаться бензин («Экто» самый дорогой), двигатель начало дергать даже на холостых оборотах. Далее становилось еще печальнее. Мощность двигателя пропала. На обгон шел со страхом, так как все дорожало, но скорости не было», – рассказывает вологодчанин. Проблемы также пропали после заправки на АЗС других сетей. Пользователь портала Otzyv.ru написал, что в декабре прошлого года заправлялся на АЗС компании. Топливо стало причиной поломки машины, понадобился ремонт. Пришлось предъявлять компании претензию по выплате компенсации. Прибыль плюс оптимизация Ценовую политику «ЛУКОЙЛа» сложно назвать следствием его экономического состояния. За три месяца этого года прибыль компании выросла на 37 % до 149 млрд рублей. За прошлый год этот показатель поднялся почти в 1,5 раза. Ее бумаги неплохо котируются на фондовом рынке. Компания сокращает расходы при росте денежного потока, что позволяет ей увеличить объемы выкупа собственных акций. «ЛУКОЙЛ» не идет на снижение цен в регионах даже несмотря на то, что в прошлом году значительно оптимизировал систему управления своими АЗС. В ноябре была ликвидирована дочерняя структура «ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт» – одно из крупнейших сбытовых подразделений компании, которое управляло 323 АЗС. Система была присоединена к аналогичной уральской «дочке» компании. Глава «ЛУКОЙЛа» Вагит Алекперов объяснял, что такое стало возможным благодаря цифровизации: по его словам, она дает возможность управлять сетью из центрального офиса. Экономический эффект от укрупнения оценивался в 800 млн рублей. Журналисты связали уход с тем, что правительство Пермского края в прошлом году отменило льготный режим для компаний по налогу на прибыль. Ставка налога должна поэтапно возрасти к 13,5 % до 15,75 % к 2020 году. Впрочем, в самой компании не подтвердили, что оптимизируют налогообложение таким образом. Более того, там заверили, что поступления от компании в бюджет не уменьшатся. Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин