На родных деталях далеко не уедешь?
С 1 июля правительство вводит балльную систему поддержки автопроизводителей. Ее размер будет напрямую зависеть от использования отечественных компонентов. «Прощание американки» «Форд» укатил из России. Зато приехал «Мерседес», чей завод недавно открылся в Подмосковье, а также китайский Haval – железные кони из Поднебесной в последнее время также находят своих покупателей благодаря подросшему качеству и стабильно низким ценам. Автомобильный рынок – один из самых быстро меняющихся в нашей стране. Ни один другой сегмент экономики так резво не меняет ценники, фаворитов и даже направление движения. Последний «Форд Мондео», собранный в Ленинградской области, рабочие завода выкатывали под «Прощание славянки». Под эту же мелодию рабочие на пустых погрузчиках грустно пронеслись по опустевшим цехам. Расставание с «американкой» не проходит гладко. 13 июня 2019 года остановился счетчик, который фиксировал число собранных автомобилей. Финальная цифра – 772.816. День «Х», на который назначена основная масса увольнений, – 26 июня. Хоть не 22-е, печально шутят рабочие. – «Форд» в какой-то момент потерял рынок. Модели конкурентов – «Рено», «Ниссаны», вазовская продукция – точнее попадали в спрос, были более продвинутыми и стоили дешевле, – объясняет основную проблему «Форда» исполнительный директор НП «Объединение автопроизводителей России» Игорь Коровкин. – Коллектив разделился на две части: 920 человек приняли условия добровольного увольнения, по которым работодатель выплатит от 5 до 12 окладов в зависимости от стажа. Таким образом, большинство получат практически годовую компенсацию, – рассказал лидер профсоюза «Форда» во Всеволожске Михаил Сергеев. – 32 человека выбрали путь добиваться компенсаций на уровне европейских стран – до 24 окладов, которые «Форд» платит рабочим при увольнении в других государствах. 32 несогласных уже вышли на одиночные пикеты, обещают митинговать и даже объявить голодовку. – Будущее туманно, – говорит Михаил. – Нам всем обещали трудоустройство, но по факту работодатели не готовы брать сотрудников с «Форда», особенно возрастных. Возможно, играет роль и активность профсоюза, которая может не нравиться будущим работодателям. Свадьба с «Мерседесом» Где-то убыло – где-то прибыло. Чиновники любят делать акцент на другой истории – открытие завода «Мерседес» в подмосковной деревне Есипово. Выпустить с конвейера первый «Мерс» приезжал лично Путин. Он же расписался на капоте этой исторической машины. «Открытие нового завода в Московской области – это стратегически взвешенное решение мирового автопроизводителя, принятое на основании многих количественных и качественных исследований. Московская область характеризуется очень хорошими материально-техническими связями, близостью к столице и наличием высококвалифицированных кадров», – говорят в пресс-службе Mercedes-Benz RUS. «Мерседес» относится к отверточным производствам – большинство деталей приходит из-за рубежа. Рабочие собирают их, как конструктор. В основном прикручивают кузов к шасси, что на сленге называется «поженить». Но с 1 июля такая «романтика» будет постепенно уходить. Правительство приняло программу по увеличению локализации – использования не только запчастей и узлов местного производства, но даже краски и сварки. В основе своей идея благая. Но на ее пути множество ухабов. статистика Лидеры продаж АВТОВАЗ – 29.739 KIA – 19.461 Hyundai – 14.891 (по данным Минпромторга РФ за май 2019 года) «Автобизнес воет» – У нас в стране выпускается 1,5–1,7 млн автомобилей в год, – говорит Коровкин. – Это небольшой рынок. В том же Китае этот показатель составляет 25 млн машин. Выпуск в небольшом количестве всегда менее рентабелен. А стоить такие запчасти будут дороже. Конечная цена автомобилей тоже вырастет: по скромным оценкам, на 5–10%. Эксперт считает, что покупательная способность россиян уже сейчас сильно отстает от фантазий автопроизводителей. – Продажи падают, сейчас – на 4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, – уточняет Коровкин. – Раньше 1 автомобиль примерно стоил, как 1 квадратный метр жилой площади. Сейчас пропорция другая – машина стоит, как 4 метра площади. То есть жилье, особенно с доступной ипотекой, стало дешевле и по карману большему количеству людей, а авто – наоборот, от большинства людей дальше. Главные причины падения спроса – снижение покупательной способности населения, повышение НДС, которое не сильно, но повлияло на цены, и сворачивание госпрограмм поддержки покупателей автомобилей. Зато производителей государство поддерживать не перестает. Минпромторг выпустил толстую брошюру, где расписана вся система. За каждую произведенную в России деталь или операцию будет присваиваться определенное количество баллов. Отличников, набравших наивысший балл, государство будет поощрять. Но одной локализации, считает эксперт, мало. Нужны программы для поддержки потребителей. Ведь именно деньги покупателей, а не только государства – основное топливо для успешной работы автомобильного бизнеса. – Автобизнес воет: помогайте не производителям, а людям, чтобы у них были деньги на покупку автомобилей! – объясняет Коровкин. ВАЗ уже не таз «Лады» вырвались вперед в гонке симпатий покупателей. Во многом, конечно, из-за низкой цены. – К сожалению, мы научились делать хорошие машины, – шутит эксперт. – «К сожалению» – потому что у более качественных авто пробуксовывает производство деталей и запчастей, так как из-за более редких поломок их нужно меньше. ВАЗ, по мнению Игоря Коровкина, поддал газу благодаря неплохим платформам и удачным дизайнерским решениям. – Сегодня «Лады» не выделяются в общем потоке, выглядят на уровне или лучше иномарок своего ряда, и за них уже не стыдно, – говорит Коровкин. – К тому же у вазовских авто есть важное сегодня ценовое преимущество. ВАЗ вылез из болота во многом по принципу: одна голова – хорошо, а три – лучше. Объединившись с «Рено» и «Ниссаном», ВАЗ улучшил линейку своих машин. – Но и они сегодня, как и все производители, чешут затылки, как выполнить задачу увеличения локализации. ВАЗ даже в советские времена на 20–25% пользовался импортными запчастями, – уточняет эксперт. Сегодня лидерами по уровню локализации являются ВАЗ, ГАЗ, КАМАЗ, «Рено». Они на 60–90% собраны из родных компонентов. Хорошо это или плохо? – Качество – больная тема, – уклоняется Игорь Коровкин. – Но постепенно оно растет. Завод свечей «Бош» уже лет 20 работает в Энгельсе, и сегодня его продукция не хуже немецкой, притом дешевле. Спрос на автомобили в России далек от насыщения. – В Европе на 1 тысячу человек приходится 600 автомобилей, – привел статистику Коровкин. – В России этот показатель в 2 раза меньше, так что нам есть куда расти. Но для этого нужно еще много чего сделать. * * * Материал вышел в издании «Собеседник» №22-2019 под заголовком «На родных деталях далеко не уедешь?».